НУР-СУЛТАН, 27 мая. Вопросы противодействия терроризму не сходят с мировой повестки дня как устойчивый признак явления, может, и не совпадающего в чистом виде с идеологией войны. Но масштабные вылазки международного терроризма, прочно закрепившись в лексиконе политологов, приобретают характер хронического заболевания, которое возможно минимизировать, но невозможно устранить: слишком глубоки корни опасного социального явления, пишет Дагестанская правда.
Диверсанты различных террористических организаций готовы служить кому угодно. И коммерческий интерес тех, для кого слово родина – пустой звук, очевиден. Более того, у «солдат свободы», лишенных каких-либо моральных принципов, в сознании застревает лишь инстинкт обогащения любой ценой.
По мнению экспертов, внешние угрозы опасны бестелесностью, закамуфлированностью некоего подобия страны, у которой нет названия, нет географических границ, нет атрибутов государственности, но они словно сосуд, наполненный огнем. И за спиной лжепророков крылья ангелов смерти. Они не дорожат чужой жизнью, с легкостью прощаясь с теми, кого подтолкнули в горнило всепожирающего огня.
Очевидность того, что терроризм является общественно-политической проблемой, ни у кого не вызывает сомнений. И эта методология, успешно применяемая радикальными группировками, основанными на жестокости и насилии, диктует свои правила игры. Да, они на первый взгляд безликие, что объясняется вербовкой наемников – эдакого вавилонского сборища, в котором чем более все непонятно, чем более завуалированно, тем проще достигается цель, внося страх и сумятицу в различных точках света, преследуя свои далеко идущие планы по захвату мира в кольцо невежества, дикого страха, слепого подчинения.
В современных условиях терроризм уже не характеризуется ярко выраженным религиозным окрасом, но идеей «всеобщей гармонии» ценой гибели сотен, тысяч человек. И попробуй разберись, кто подталкивает мирное население, молодежь, к «ортодоксальным» верующим, которые не мучаются угрызениями совести, но последовательно выполняют указания коммандос.
Так завоевывается современный мир, так он все намереннее поглощается насилием, переходящим в звездные войны, атаки в информационном пространстве. Разветвление структур подпольных отделений происходит молниеносно. И на самом деле устранить невидимого противника гораздо сложнее, чем прочесать лес или обнаружить схроны с оружием. Тем и страшна невидимая война, что ее невозможно ухватить руками: она ускользает, как песок сквозь пальцы.
Насколько же наша страна преуспела в борьбе с виртуальным врагом? Сложное явление, как отмечают эксперты, многоступенчатое. И его может предъявить как националистический, религиозный, так и идеологический, информационный вид противостояния, не проигрывая, а выигрывая у власти раунд за раундом. Кибератаки на информационные ресурсы, сайты, серверы дают эффект разорвавшейся бомбы. И не знаешь, что страшнее – открытый бой или тот же взлом официальных источников, формирование системы взглядов, способствующих росту неформальных лидеров с «нужным» взглядом на окружающую действительность. И вряд ли кого сегодня удивишь вербовкой с помощью Интернета, распространением документальных фильмов, снятых боевиками с демонстрацией массовых казней. Подобная стилистика, втягивающая в страшные сети все большее количество молодежи, становится привычной. И вот уже паникуют эксперты, предрекая ядерный терроризм.
Да, технологичный терроризм – штука пострашнее традиционного, когда бомбу бросил и побежал, заработав галочку и тридцать сребреников у хозяев. И он все плотнее, словно туманом, охватывает всё большее число рекрутантов самого разного возраста, не ведающих страха и легко расстающихся с жизнью.
В СКФО существуют свои специфические традиции среди тех, кто прячется от власти в квартирах, в так называемых спящих ячейках, откуда тянутся видоизмененные методы борьбы с «неверными», по большей части отказываясь от примитивных способов по обработке сознания, утверждаясь в более замысловатых идеологемах, отрицая традиционные ценности и основываясь на теории «гражданина мира». И это можно наблюдать на улицах наших городов, когда семейные пары в арабоподобных одеяниях ведут себя не просто отстраненно, но демонстративно отчужденно, ориентируясь на ближневосточные культуру, образ жизни, поклоняясь другим богам.
Опасно ли это? Безусловно. И это притом, что рядом с ними живут по канонам Страны гор близкие, и не помышляют изменить своей вере, предать то, что связывает с родиной, ее святынями, в чем находят утешение, а не смысл жизни в чуждом мировоззрении, взглядах, традициях и обычаях, не свойственных твоему народу.
Всё чаще специалисты констатируют определенную абстрагированность от не только светских, но и религиозных наставлений местных религиозных алимов, основанных на приверженности к родной земле, той части общественного сознания, что определяет основу человеческой жизнедеятельности, смысл жизни.
Как же воспитательный компонент приблизить к действительности, к тому, что впереди, что ждет каждого из нас: не просто испытания, а война с собственным сознанием? Сам человек должен понимать, что от личностной позиции зависит будущее, мирный или полыхающий огнем регион, с чем ему придется столкнуться, чтобы не ошибиться, не упасть в пропасть. И не просто удержаться, но, почувствовав под собой опору, идти по жизни прямо, не сворачивая, не добираясь до цели окольными путями. Дело это не только семьи, школы, вуза, но и общественных институтов. К сожалению, в целом они страдают множеством проблем, зависимы, у них не хватает ресурсов, чтобы заявить о себе как о реальной силе.
Надо понимать, что так или иначе в республику просачиваются боевики, меняя дислокацию и быстро обживая новые территории. И та же зловещая, запрещенная в нашей стране террористическая организация «Аль-Каида»*, и образовавшаяся после ее фактического распада, а если точнее, расформирования очередная радикальная группировка, перегруппировавшись, рассеивается по периметру, залегая в высокогорных селах, работая точечно, ориентируя местное население на распад Кавказа, усиление противоправных настроений среди населения, подтачивая устои российской государственности.
Так называемые террористы-одиночки – наиболее востребованная форма противостояния. Мобильные, осторожные, они передвигаются по горной местности, создавая очаги напряженности, рождая протестные настроения, подталкивая местных ортодоксов к готовности выступить на стороне очередных амиров, пришедших на смену прежним, борьба с которыми привела к ослаблению террористического ядра.
К сожалению, борьба с терроризмом носит последовательный характер только при участии правоохранительных органов, спецслужб. У населения набившие оскомину трафаретные круглые столы вызывают зачастую раздражение, зевоту стереотипными выступлениями, зачитыванием докладов, где по существу не предлагается конкретных программ по отдельным направлениям, предупреждающим терроризм в виртуальном пространстве, привлекая молодежь к общественно полезной деятельности, участию в жизни села, города. Да и проецируемые социальные лифты далеки от реальной жизни, и прописаны они скорее на бумаге. И гибридные войны все более настойчиво ведут подрывную деятельность, но не военным вторжением, а подавляя своих оппонентов скрытыми операциями, диверсиями, кибервойнами, оказывая поддержку повстанцам, действующим на территории противника.
Война эта может протекать в казалось бы мирное время, осуществляя стратегическую координацию указанных действий, сохраняя возможность правдоподобного отрицания своей вовлеченности в конфликт, конечная цель которой – создание предпосылок для очередной цветной революции.
Так что же должно лежать в основе профилактики терроризма, экстремизма? На самом деле формула проста. Нужно работать с молодым поколением, уделяя внимание их воспитанию и создавая условия для их реализации в обществе.