С точки зрения подверженности радикальной религиозной идеологии, молодежь входит в группу риска. А потому большую роль играет профилактика и донесение до молодых людей необходимости быть нетерпимым к проявлениям экстремизма и терроризма. О том, как противодействовать вызовам современности, и причинах зарождения радикальных религиозных течений рассказывает доктор юридических наук, профессор Аджимурат Исаев.
– Одной из основных внутренних угроз для Казахстана в настоящее время является противоправная деятельность террористических и экстремистских организаций и структур, направленная на дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране. Терроризм выступает одним из крайних выражений экстремистской деятельности. В терроре заключено все многообразие методов борьбы, связанных с использованием и выдвижением на первой план различных форм насилия или устрашения и проявляющихся в шантаже государственных деятелей, в нелегальной подрывной деятельности, государственном терроре, геноциде и репрессиях. Экстремизм как специфическая линия в политике означает приверженность политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, радикальным взглядам и таким же крайним методам их реализации буквально любыми средствами. Идеологию экстремизма можно охарактеризовать как комплекс радикальных идейных установок и теоретических воззрений (крайне левых, крайне правых, национал-экстремистских, сепаратистских, великодержавных, религиозных, социально-экономических и духовно-психологических), выступающих теоретическим обоснованием применения насилия в различной форме на нелегитимной основе для достижения преимущественно политических целей.
На мой взгляд, основными причинами распространения экстремизма и терроризма в той или иной стране являются длительные периоды социально-экономической нестабильности, сопровождающиеся, с одной стороны, социальной дифференциацией граждан, ожесточенной борьбой за власть, усилением социальных противоречий, растущим уровнем преступности. А с другой – низкой эффективностью работы государственного аппарата и правоохранительных органов, отсутствием надежных механизмов правовой защиты населения и прочим.
Современный религиозный экстремизм неотделим от терроризма. В последние десятилетия религиозный экстремизм все чаще обращается к организованному и религиозно обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей.
По данным исследователей, с середины 60-х годов численность фундаменталистских течений всех религиозных направлений в мире возросла в три раза. В настоящее время почти четвертая часть всех террористических группировок, действующих в мире, преследует религиозные цели. Отличительной особенностью современного религиозного экстремизма является преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей – насильственного изменения государственного строя, захвата власти, нарушения территориальной целостности государства. При этом религиозный экстремизм практически не встречается в чистом виде, он тесно переплетается и блокируется с терроризмом национально-политической направленности, который использует религиозно-правовые нормы и догмы.
Религиозный экстремизм порождает националистический терроризм. Религиозный фактор оказывает существенное влияние на состояние и динамику межнациональных отношений, что проявляется в виде исторически сложившихся, устойчивых взаимоотношений между конфессиями, претендующими на национальное представительство.
В основе роста религиозности людей лежат национальные чувства, основанные на культуре этноса, его исторически сложившихся традициях, стремлении осмыслить себя субъектами национально-культурных общностей, обрести некогда утраченные ценности. Национальная идея, призванная служить возрождению нации, народа, может стать разрушительной силой, когда на передний план выдвигается стремление любой ценой реализовать коллективные права нации, даже путем массового истребления своего и чужих народов. Этим объясняется тот факт, что одна и та же религия в различных политических условиях проявляется и как воинственная, агрессивная, и как миролюбивая, способствующая стабилизации и гуманизации общества.
Как показывает историческая практика, религия может стать и зачастую становится идеологической оболочкой национально-политических движений, идейным знаменем политических сил, вступающих в острый межнациональный или военно-политический конфликт. Более того, религия может служить мощным катализатором такого конфликта, углубляя его остроту, ограничивая возможности примирения сторон, расширяя его масштабы, переводя в затяжной процесс, втягивающий в межнациональную бойню многие народы и многие поколения этих народов.
Борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом, приобретающим транснациональный характер, становится глобальной международной проблемой и требует координации усилий различных государств. Последнее обуславливает и то обстоятельство, что проблемы борьбы с религиозным экстремизмом занимают важное место в законодательстве многих государств. В большинстве зарубежных стран законодательство запрещает расистские выступления, пропаганду и провокационные заявления, выражающие ненависть или презрение к лицам или группам лиц на основании их расовой или этнической принадлежности, вероисповедания, цвета кожи, национальности. Наряду с этим происходит совершенствование нормативно-правовой базы по законодательному регулированию противодействия и пресечения возбуждения национальной и религиозной вражды, выработке эффективных правовых механизмов профилактики различных видов экстремизма, планированию и осуществлению антитеррористических предупредительных, оперативно-розыскных, политических, экономических и иных мероприятий.
Целями борьбы с терроризмом в Казахстане выступают предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности и ликвидация ее последствий; защита личности, общества и государства от терроризма; выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.
Основными задачами противодействия экстремизму являются: недопустимость осуществления экстремизма в Казахстане независимо от форм его выражения; предотвращение создания условий и возможностей для осуществления экстремизма; формирование политической и правовой культуры граждан; обеспечение национальной безопасности.
Противодействие экстремизму основывается на принципах верховенства закона; равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам; общественного, в том числе межнационального и межконфессионального согласия; взаимодействия государства и общественных институтов; гласности.
В этом контексте рельефно выступает проблема религиозного воспитания населения, и особенно молодежи. Данная проблема волнует все политическое руководство страны, так как несвоевременное реагирование на ситуацию, когда основная масса населения страны, в том числе и молодежь, обратила свои взоры в сторону религии, может привести к нежелательным крайностям – вовлечению населения и молодежи в экстремистские и террористические организации. Поэтому необходимо объяснять населению суть и содержание веры и религии, показывать различие между верой и религией. Религия представляет собой идеологию и используется, как мы показали выше, определенными группами в своих целях. Данные цели могут быть даже связаны с дестабилизацией обстановки в стране и давлением на ее политическое руководство.
Применительно к Казахстану необходимо отметить, что у тюрков было распространено тенгрианство, каноны которого также были связаны с верой в единого бога небес. Религиозную часть тенгрианства составляли обычаи и традиции тюрков. Наши предки согласились принять ислам при условии, что данные обычаи и традиции войдут в ислам. Арабы, продвигавшие в то время идеи ислама с помощью военной силы, вынуждены были согласиться с этим условием, так как по своей военной мощи тюрки превосходили их. Поэтому наш ислам называется традиционным и отличается от арабского ислама тем, что он является более мягким, принят тюрками на основе договора с арабами. То есть ислам стал частью наших обычаев. Всякого рода экстремистские течения и течения террористического толка чужды нашему исламу.
В последнее время раздаются предложения, направленные к возврату к тенгрианству, что также может создать конфликтную ситуацию в обществе, расслоить его по религиозным убеждениям и ослабить единство народа. Поэтому и в этой части необходимо разъяснять населению, а особенно молодежи, что традиционный ислам не отказался от канонов тенгрианства, а только включил их в ислам.
Необходимо разъяснять молодежи, что ислам всегда был лоялен в отношении других мировых религий. Ислам признает всех пророков, которые позиционируются другими мировыми религиями. Более того, в Коране, священной книге мусульман, прямо сказано, что Библия и Талмуд в части описания жизни пророков являются составляющими частями Корана. Ислам только призывает всех людей верить в Аллаха, а не в пророков, что имеет место в канонах других мировых религий. Именно в объяснении ошибочности такой позиции и видит ислам миссию пророка Мухаммеда, которого не признают другие религии.
Необходимо отметить, что ислам также отошел от использования человеческой крови при совершении религиозных обрядов. Например, у иудеев имеется обряд освящения кровью младенца, у христиан – причастие кровью Христа. Ислам отверг все эти формы, заменив их жертвоприношением барана, что лишний раз свидетельствует о гуманистической его направленности, то есть о том, что ислам противится и запрещает проливать кровь человеческую во имя Аллаха и веры. Об этом почему-то забывают исламские экстремистские религиозные группировки, развязывая кровопролитные войны под лозунгом борьбы с неверными.
Но, к сожалению, эти факты в политических целях умалчиваются перед верующими. Более того, имеющие место теракты в разных странах под знаменем ислама используются западными странами и США для информационного шельмования ислама как мировой религии и его дискредитации в глазах общественности.
Об этом свидетельствует и такая практика, как формирование ложных радикальных исламских групп, фактически представляющие собой подставные террористические организации, сформированные зачастую западными спецслужбами для выполнения специальных акций по физическому устранению или захвату политических деятелей, углублению противоречий между неугодными им движениями и т. д. При этом преследуется и такая цель, как дискредитация ислама как мировой религии, формирование у населения исламофобии, то есть страха у немусульман перед исламом и негативного отношения к нему.
Как видим, борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом, приобретающим все в большей степени транснациональный характер, становится глобальной международной проблемой и требует координации усилий различных государств. Это относится к совершенствованию нормативно-правовой базы по законодательному регулированию противодействия и пресечения возбуждения национальной и религиозной вражды, выработке эффективных правовых механизмов профилактики различных видов экстремизма. А также планированию и осуществлению антитеррористических предупредительных, оперативно-розыскных, политических, экономических и иных мероприятий, в том числе и содействия со стороны религиозных и общественных объединений.
Виктория ИЗБИЦКАЯ
Источник: Вечерний Алматы