«Коранический и светский взгляд на идеологическое противостояние: геополитические последствия разгрома псевдоисламских структур на Ближнем Востоке» — именно так звучит тема, собравшая сегодня в стенах ГТРК «КОРСТОН» представителей Духовного управления мусульман Республики Татарстан, ведущих мусульманских деятелей и хорошо известных светских специалистов из Казани, Москвы, Махачкалы, Пятигорска, Севастополя, Комсомольска-на-Амуре.
— Главным фактором социальной консолидации в нашей многонациональной и поликонфессиональной стране, является осознание единства культурного поля. Россия — это единство народа, во всем его многообразии, — отметил муфтий, Председатель ДУМ РТ Камиль хазрат Самигуллин.
– Сегодня мировая цивилизация столкнулась с невиданным проявлением терроризма, экстремизма и нарушением прав человека. Риски международного терроризма, проблема беженцев, столкновение между светскими и религиозными кругами общества, все большее стремление ультраправых политических сил прийти к власти в развитых странах – все это трансформирует привычные политические и ценностно-нормативные параметры социального устроения, а также придают импульс новым дискуссиям относительно религиозных интенций в современном мире.
Фарид хазрат Салман, Директор Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны РТ, в свою очередь, остановился на существующих проблемах мусульманского самосознания в условиях геополитических изменений. А Рамиль Хайрутдинов, директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ, отметил работу Ресурсного центра исламского и исламоведческого образования и Издательского дома «Хузур» по популяризации истинных ценностей ислама и распространению религиозных знаний среди населения.
— Словосочетание «традиционный ислам» используется в 4 значениях, — обратил внимание собравшихся Рустам хазрат Батров, первый заместитель муфтия. – Во-первых, как обозначение пророссийского понимания ислама. Другой вариант – это обозначение обрядового, народного ислама. В этом понимании «традиционный ислам» употребляется в речи светскими, этническими мусульманами, этнографами. Еще одно значение, которое обычно используется татарскими националистами, это национальный, татарский ислам. Тот ислам, который способствует сохранению татарской нации. В ходе пленарного заседания конференции были подняты такие вопросы, как последствия и уроки инородной псевдорелигиозной активности на Северном Кавказе, информационные технологии в борьбе за сознание мусульман и переосмысление роли России, Китая и Ирана в Центральной Азии в свете ситуации на Ближнем Востоке.
В ходе второй сессии планируется обсудить роль женщины и семьи в борьбе с радикализацией общества, сформулировать факторы, создающие единство социокультурного пространства ислама в России и обсудить различия традиционного и нетрадиционного ислама. Стоит отметить, что конференция представляет собой площадку для анализа различных аспектов ситуации на Ближнем Востоке, которые складываются вследствие усилий РФ по разрешению конфликтных ситуаций. Идеологическое прикрытие преступных группировок исламскими лозунгами, фразеологией остается самым опасным оружием в руках всевозможных террористов и радикалов. Мусульманское сообщество нуждается в изменениях стратегии борьбы с различного рода радикальными силами, действующими под религиозными лозунгами.
Таким образом, уже II Общероссийская конференция позволит не только обменяться мнениями, проанализировать сложившуюся ситуацию в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, но и выработать ряд рекоменадций светского и религиозного характера для мусульманского сообщества республики и страны в целом.
Ильмира Гафиятуллина, Казань