АЛМАТЫ, 22 ноября. Управление по делам религий Алматы рассказывает о том, почему казахстанцам не стоит участвовать в религиозных войнах за рубежом и чем это грозит на родине, пишет informБЮРО.
В 2018 году представители КНБ РК сообщили, что с момента начала борьбы с ИГИЛ на Ближнем Востоке в Сирию, Ирак и Афганистан уехало порядка 800 казахстанцев, некоторые из которых переезжали целыми семьями: 120 мужчин, более 250 женщин и около 500 несовершеннолетних детей. Благодаря успешно проведённой в 2019-2020 годах гуманитарной спецоперации «Жусан» на родину спецслужбам Казахстана удалось вернуть 595 человек. Сколько ещё казахстанцев находится в чужих странах под воздействием деструктивных религиозных идеологий, неизвестно.
Зачем люди бросили всё, что было у них в Казахстане, и отправились в далёкую Сирию и Ирак? Одурманенные мечтами о лучшей жизни или о борьбе за правое дело, они стали марионетками в руках деструктивных религиозных организаций и совсем забыли, что от их действий могут пострадать невинные граждане, в том числе их родные. Как помогали этим жертвам приходить в себя, как они возвращались, какой урок вынесли и цену заплатили, а главное, почему нельзя повторять их ошибки, – рассказываем в нашем материале.
Как экстремисты убеждают переехать в Сирию
Вербовщики деструктивных религиозных организаций действуют понятными и простыми методами: отбирают из религиозного населения наиболее колеблющихся граждан, людей с плохим финансовым положением, с низким или неустойчивым моральным вектором или находящихся в сложной жизненной ситуации. Далее вербовщики в ИГИЛ(организация, запрещенная в РК) или другую террористическую ячейку используют изменённые для своих целей основные каноны ислама. К примеру, для уговора к переезду в Сирию рассказываются исковерканные доктрины о хиджре и джихаде. Как известно, хиджра – это исторический исход пророка Мухаммеда со своими сторонниками из Мекки в Медину из-за разногласий с аристократией. С хиджры начинается исламский Новый год. А джихад, согласно канону, это внутренняя борьба с самим собой, избавление от своих пороков. Но по словам старшего преподавателя Египетского университета исламской культуры Нур-Мубарак, теолога ОФ «Информационно-пропагандистского реабилитационного центра «Акниет» Нуржана Стамбакиева, вербовщики деструктивных организаций извратили эти понятия в угоду своим целям. Например, радикалы призывают казахстанцев совершать хиджру. Хиджру, согласно исламу, можно совершать из страны, где запрещают исповедовать ислам или явно притесняют мусульман. В Казахстане законодательно закреплена свобода вероисповедания, можно свободно исповедовать ислам или другую религию. Поэтому понятие «хиджра» неприменимо к Казахстану.
«Террористы и экстремисты для вербовки утверждают, что хиджру, то есть переселение, обязаны совершить все приверженцы их идеологии, подразумевая буквальный переезд из любого светского государства, где якобы притесняют мусульман, в страну ИГИЛ. То же самое касается и джихада: из борьбы со своими внутренними недостатками в представлении экстремистов он превратился в борьбу со всеми немусульманами, иноверцами. Такое мнение навязывается как доктрина всем людям, которые колеблются в своей вере и не владеют достоверной информацией», – отметил Нуржан Стамбакиев.
Возвращение на родину
В конце 2019 года результаты гуманитарной спецоперации «Жусан» были презентованы на конференции ООН представителям международным организаций и СМИ. Как уже было сказано, в ходе мероприятий было вывезено из Сирии 595 казахстанцев. Одной из спасённых была Аида Сарина. Она отправилась в Сирию вместе с мужем и маленьким сыном, поверив в рассказы о лучшей жизни в этой мусульманской стране. Но семья Аиды попала в зону боевых действий. Её муж попал под авиаудар и погиб, и женщине пришлось бежать с сыном и прятаться в курдском лагере для беженцев. После возвращения в Казахстан Аида Сарина прошла реабилитацию и стала оказывать поддержку таким же беженцам, как она. Она выступила на конференции ООН, презентуя операцию «Жусан».
«Мир должен знать, что нас вполне реально реабилитировать, что мы не опасны. Именно теологи помогли нам отойти от неправильной идеологии и вновь обрести себя. И поэтому я поступила учиться на теолога», – заявила Аида Сарина.
В ходе операции все возвращённые на родину люди были размещены в специальных адаптационных центрах. Им была оказана профессиональная психологическая и медицинская помощь. А на тех же, кто участвовал в разжигании религиозной вражды и боевых действиях, а также обвинён в террористической деятельности, были заведены уголовные дела.
«Казахстан репатриировал с Ближнего Востока своих граждан, находившихся в очень тяжёлой ситуации, и они сейчас реабилитируются. Страна даёт им шанс на будущее и является моделью для многих государств. Этим опытом нужно делиться. Многие европейские страны решили не возвращать своих граждан из Сирии, и это означает оставить их там в беде. Что бы ни совершили взрослые, дети не должны быть жертвами», – сказал координатор Международного комитета Красного Креста Николас Флери.
Что касается возвращённых детей, то среди них были и осиротевшие, которым была проведена генетическая экспертиза для идентификации личности.
«Мы выдали 106 документов, удостоверяющих личность, и 41 свидетельство о рождении. В настоящее время в Парламенте находится законопроект, устанавливающий особый статус для вернувшихся из зон конфликта граждан. Этот статус позволит людям получать помощь от государства и вернуться к нормальной жизни как можно скорее», – отметила вице-министр юстиции РК Акерке Ахметова.
Гуманитарная операция продолжатся уже на территории Ирака, откуда будут вывезены не только подверженные деструктивным религиозным идеологиям взрослые, но и их дети.
Почему не стоит поддаваться пропаганде радикалов?
У переезда в Сирию, Ирак, Афганистан или любую другую страну,где ведутся активные боевые действия, и выступления на стороне религиозных экстремистов есть несколько явных минусов:
- Возможность летального исхода и потери близких.Самый очевидный и самый веский аргумент против переезда в страны с боевыми действиями и деятельностью террористов – смерть ваша и близких людей. Об этом говорили и вернувшиеся из Сирии женщины, потерявшие в войне своих мужей и даже детей. Они призвали казахстанцев, решивших отправиться за лучшей жизнью, одуматься, не верить вербовщикам и ценить благополучие своих близких.
«Люди выезжали туда (в Сирию. – Ред.) и убеждались, что на самом деле ситуация совсем не такая, что никакой справедливости там и в помине нет. Там мусульмане воюют с мусульманами, одна группировка с другой. После того как они попадают туда, выйти оттуда практически невозможно. За это карают, вплоть до смертной казни. Есть данные, что наши граждане, несколько человек, были казнены за попытку бегства», – сообщил ещё в начале 2019 года начальник департамента КНБ Бахытбек Рахымбердиев.
- Уголовное преследование в нескольких странах, в том числе на родине. Вторым очевидным минусом поездки в Сирию и выступление на стороне террористов становится уголовное наказание, чаще всего в виде лишения свободы. По данным КНБ РК, за причастность к террористической деятельности и разжигание межрелигиозных войн из Сирии были депортированы 20 казахстанцев: 16 мужчин и 4 женщины. Все они являлись сторонниками ИГИЛ, и на всех были заведены уголовные дела. Вот несколько примеров. Зарина Акмалаева в 2014 году уехала в Сирию с дочкой для пропаганды деструктивных идеологий, приговорена к пяти годам тюрьмы. Акмарал Алмагамбетова, мать пятерых детей, уехав в Сирию также пропагандировала насилие и разжигание религиозной вражды. Всего за подобные преступления в Казахстане отбывают сроки 14 женщин. Про них в рамках просветительской работы КНБ снял документальный фильм «Цветы в оковах», показывающий, как изменились и раскаялись эти женщины. Что же касается мужчин, приверженцев деструктивных идеологий, то тут сроки лишения свободы больше, так как почти каждый был уличён в террористической деятельности. К примеру, Алибек Алиев и Жанасыл Жубатов осуждены на 15 и 13 лет, соответственно. Абай Хамзулинов, который попал в Сирию ещё в 15-летнем возрасте, осуждён на восемь лет, за то что проходил религиозное обучение в ИГИЛ и участвовал в боевых действиях, хотя сам этот факт отрицает.
- Подрыв физического и психологического здоровья. Как уже было сказано, казахстанцы, возвращённые из Сирии, прошли реабилитацию в специальных стационарах. Кроме того, часть из них была направлена в Центр реабилитации и консультации при Управлении по делам религий Алматы для бесед с профессиональными теологами-психологами для выявления идеологической и религиозной устойчивости.
- Финансовые потери, факт обмана и разочарование. Помимо очевидных финансовых потерь из-за переезда в чужую страну (ведь надо было продать часть своего имущества или потратить вообще все свои сбережения) многие вернувшиеся и одурманенные деструктивной идеологией казахстанцы признались, что полностью разочаровались в навязанных им взглядах и поняли, что просто были обмануты. К примеру, Аманжол Жансегиров в 2011 году перебравшийся в Афганистан для участия в джихаде, а затем и в Сирию – для участия в боевых действиях на стороне ИГИЛ, вступил в казахский жамагат и по возвращении в Казахстан был осуждён за уголовные преступления. В ходе судебного разбирательства Аманжол признался, что попался на удочку вербовщиков и был обманут.
«Сейчас я могу сказать, что все войны в этом мире – это политика и ничего больше. Я своими глазами это увидел и убедился. Те, кто звал нас на помощь в Афганистане, Вазиристане и Сирии, оказались обычными проходимцами, которые лишь хотели на нас заработать», – признался Аманжол Жансегиров.
«Когда я приехал в Вазиристан, я знал, что там происходит военный конфликт. Но я точно не знал, буду ли в нём участвовать. У меня не было возможности вернуться назад. Я прожил в Вазиристане около четырёх лет. Здесь проходил военную подготовку, принимал участие в военных действиях. В Вазиристане я вошёл в узбекский жамагат группировки Союз «Исламский джихад» и участвовал в боевых действиях на территории Афганистана. Но в 2012 году вместе с семьёй перебрался в Сирию, а оттуда нас вернули в Казахстан», – вспоминал Бахтияр Ибраев.
Как итог
Изучая выше описанные события, можно с уверенностью сказать, что казахстанцы достойны гораздо более комфортной жизни, чем та, которую им предлагают мнимые друзья из Сирии или других стран, где присутствуют деструктивные религиозные организации. Граждане нашей страны – умные люди, и даже когда в их мыслях присутствует смятение, а жизненные обстоятельства подталкивают к необдуманным поступкам, жители Великой степи найдут в себе силы поступить правильно – не поддаваться на провокации манипуляторов, коими точно являются экстремисты, террористы и приверженцы деструктивных идеологий. Ну а если у кого-то из казахстанцев возникают вопросы относительно правильности веры и поступков, они могут обратиться к сведущим людям – к примеру, представителям ДУМК, Управления по делам религий Алматы, в Центр реабилитации и консультации, на горячую линию 114 или просто в ближайшее официальное религиозное учреждение.