НУР-СУЛТАН, 29 апреля. Север Афганистана становится все более горячим, и если талибы пока не идут в сопредельные страны Центральной Азии, то боевики из Таджикистана уже присутствуют на афганской земле и действуют заодно с отрядами «Талибана», пишет обозреватель Sputnik Таджикистан Александр Хроленко.
Афганские силы безопасности отмечают активизацию таджикских боевиков на севере страны. На прошлой неделе вооруженная группа таджикских боевиков численностью более 15 человек с территории Рагистана атаковала пост проправительственных сил уезда Куф-Аб. Затем отряд вернулся в уезд Рагистан.
Ранее власти Бадахшана заявляли о попытках усиления военного присутствия в регионе террористических организаций ИГ* и «Аль-Каида»* с помощью таджикской и узбекской группировок – «Ансарулла» и «Харкат-и-Ислами» соответственно. Подобное сотрудничество значительно повышает вероятность экспорта афганских реалий на территорию сопредельных стран.
Перманентные боевые действия продолжаются практически во всех провинциях Исламской Республики Афганистан (ИРА). В ходе нападения 26 апреля боевиков террористического движения «Талибан»* в провинции Логар (находится в 30 километрах от Кабула) погибли шестеро сотрудников афганских сил безопасности, и четверо – взяты в плен.
На посту правительственных сил близ города Кала-и-Нау (провинция Бадгис) в результате атаки талибов 24 апреля погибли 13 ополченцев, и еще десять – пропали без вести. Всего за минувшую неделю убиты около 100 сотрудников афганских сил безопасности, десятки ранены.
Ранее в северных провинциях Балх и Тахар в двух боестолкновениях с талибами погибли около 30 сотрудников сил общественной безопасности и пятеро местных жителей, включая ребенка. На этом мрачном фоне представители движения «Талибан» 24 апреля отклонили предложенное президентом Афганистана Ашрафом Гани взаимное прекращение огня, как нецелесообразное.
Напомню, одним из важнейших положений мирного соглашения «Талибана» с США, и межафганского диалога является освобождение заключенных боевиков и пленных военнослужащих правительственных сил. Причем боевиков – в несколько раз больше. На первом этапе Кабул должен отпустить 5 тысяч талибов и получить взамен 1500 солдат и полицейских. Здесь имеются свои приоритеты и невыполнимые условия.
«Талибан» требует первоочередного освобождения 15 самых кровавых убийц и бандитов. Только один из них – Лайлуддин Гулбеддин – участвовал в крупных терактах в Кабуле, готовил в 2017 году взрывы в посольстве Германии и на похоронах сына вице-спикера сената ИРА Мохаммада Изидьяра и нападение на Американский университет Афганистана (AUAF).
В каждом теракте с участием Гулбеддина убиты и ранены десятки мирных жителей. Афганское правительство по действующим законам не имеет полномочий или оснований для освобождения таких преступников, даже под давлением Вашингтона.
В итоге Кабул освободил около 400 заключенных, не все из которых «опознаны» талибами. Движение «Талибан» отпустило 60 пленников (из 1000), но сотрудниками сил безопасности признаны лишь 19 человек. Продолжаются переговоры и боевые действия, парады и казни.
Сложившееся в Кабуле двоевластие углубляет военно-политический кризис в стране, способствует ослаблению государственной власти и укреплению влияния «Талибана» и других террористических организаций.
Позиция России
Сохранение нестабильности, террористической и наркотической угроз в соседнем Афганистане не отвечает стратегическим интересам Российской Федерации и ее центральноазиатских союзников. Москва продолжает всячески содействовать укреплению границ и военной безопасности Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана. Укреплению региональной стабильности служат развитие структур ОДКБ, военно-техническое сотрудничество, совместные военные маневры.
При этом Россия приложила немало усилий для примирения непримиримых противников в ИРА. По сути, первый шаг к постконфликтному устройству Афганистана был сделан 5-6 февраля 2019 года в Москве в формате «Межафганского диалога». Государства-члены ОДКБ заявили 29 февраля о безальтернативности политико-дипломатического урегулирования ситуации в ИРА, и важности Московского формата консультаций для достижения мира в Афганистане. Не вычеркивая из истории подписанного в этот же день в Катаре мирного соглашения США с «Талибаном».
РФ готова всемерно содействовать укреплению региональной стабильности, включая конструктивное рассмотрение запросов афганских партнеров на поставку российских вооружений и военной техники, необходимых для обеспечения безопасности и государственного суверенитета ИРА.
В перспективе при достижении конкретных межгосударственных договоренностей и строгом соблюдении «правил игры» возможно стратегическое партнерство между Россией, ее региональными союзниками – с одной стороны, и Афганистаном – с другой. Однако в этой системе координат роль террористических группировок стремится к нулю.
* Организации, запрещенные в Республике Казахстан