НУР-СУЛТАН, 19 декабря. В Душанбе в ходе рейда против одежды и головных уборов, чуждых таджикским традициям, задержали женщин, нарушивших закон «Об упорядочении традиций и обрядов», сообщает ТаджикТА.
По словам жительницы столицы Таджикистана, милиционеры и сотрудники государственного комитета по делам женщин доставили в отделение ее вместе с двумя десятками других женщин в хиджабах, задержанных во время рейда. После проведения профилактической беседы женщин отпустили.
В Таджикистане запрет на ношение хиджаба в школах, офисах и публичных местах введен в рамках широкой кампании против всего, что противоречит национальной культуре, в частности, ношения женщинами одежды, чуждой таджикским традициям, а также идеологической борьбы с религиозными экстремистскими идеями, которые навязываются внешними силами.
Как сообщают местные СМИ, представитель министерства внутренних дел Таджикистана Умаржон Эмомали сказал, что полиция не задерживает женщин за ношение хиджабов, а просто чиновники приглашают женщин на разъяснительные беседы.
И хотя некоторые критики обвиняют правительство в ограничении прав и свобод граждан, тем не менее, в стране немало тех, кто считает, что хиджаб не является частью национального наряда таджиков.
Хиджабы и сатры в республике надевают в основном по религиозным соображениям, но не всегда добровольно, приводит мнение ряда граждан республики издание «Спутник».
С одной стороны, Таджикистан – светское государство, и закон не обязывает носить там мусульманские головные уборы, однако многих женщин вынуждают родители, супруги или взрослые дети. Это удалось выяснить представителям Комитета по делам женщин и семьи при правительстве Таджикистана в процессе разъяснительной работы с местными жительницами.
В последние годы у некоторых дам изменилось отношение к хиджабу: прежде чуждый элемент одежды в религиозной семье стал нормой именно в контексте гардероба, внешнего стиля.
«Возникла мода на хиджаб, связанная в том числе с влиянием зарубежных сериалов, где головной убор носят яркие актрисы. Поэтому, даже с учетом запретов на ношение и продажу, женщин, надевающих хиджаб и сатр, остается много», – уверен исламовед, заместитель директора Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН Ефим Резван.
По его словам, ухудшение обстановки на границах республики, примеры событий на Ближнем и Среднем Востоке (войны, революции, возникновение мощных джихадистских группировок) вызвали абсолютно объяснимое волнение у властей Таджикистана.
«Идеологическую борьбу в стране постоянно подпитывают внешние силы. Поэтому сегодняшнее руководство Таджикистана борется с исламизацией населения по радикальному образцу», – поясняет он.
Формальный инициатор разработки законопроекта о запрете хиджабов и сатров в публичных учреждениях – Комитет по делам женщин и семьи при правительстве Таджикистана. То есть это решение возникло с одобрения руководства страны. Оно вполне предсказуемо.
Власти на протяжении нескольких последних лет ведут профилактическую работу с населением: убеждают, что ношение подчеркнуто мусульманских головных уборов черного цвета противоречит национальным традициям и культуре ношения одежды таджикской женщиной.
Уже проводилось несколько разъяснительных кампаний. Например, летом 2017 сотрудники госорганов Таджикистана организовали серию рейдов в различных населенных пунктах, учебных заведениях, ресторанах, торговых центрах и ателье по пошиву одежды.
Увидев женщин в сатрах, хиджабах и тюрбанах, чиновники объясняли, что такой головной убор чужд таджикским традициям, и призывали дам ограничиться платком на голове.
Также власти ужесточили контроль за ношением религиозной одежды учащимися вузов и государственными служащими. Министерство культуры и образования даже разработало для своих сотрудников образцы национальной женской и мужской одежды, которые приемлемы для ношения в светском Таджикистане.
Сторонники запрета мусульманской одежды в общественных местах Таджикистана в первую очередь придерживаются следующего аргумента: предотвратить радикализацию населения.
«Не надо исламизировать нашу страну. Сначала хиджаб, потом все остальное начнется. В Таджикистане благодаря президенту мирно уживаются сунниты и исмаилиты. Пусть так и останется», – считает Сакина.
«Сатр, паранджу и так далее надевайте в Афганистане, Иране и других государствах. А в Душанбе носите красивую национальную одежду», – вторит ей Майсара.
«Религия должна быть отделена от государства. Сотрудники госучреждений должны снять сатры. Тем не менее, уважая чувства верующих, я согласна, чтобы они носили национальные косынки», – поддерживает Дилором.
Ряд экспертов считает, что президент Эмомали Рахмон и его команда делают все, чтобы уйти от радикальных проявлений ислама, так как с возникновением религиозных течений экстремистского характера в стране усилилась тенденция подражания обычаям, чуждым культуре таджиков. Это ставит под угрозу безопасность.
«В светском государстве, хотя большинство населения и составляют мусульмане, должны соблюдаться светские законы», – говорят ученые.
При этом отмечается, что в нескольких странах с мусульманским большинством (Узбекистан, Казахстан, Турция, Сирия) уже давно действуют запреты на ношение традиционной исламской одежды.