НУР-СУЛТАН, 23 апреля. Вербовщики и идеологи международных террористических организаций имеют уникальную возможность изучать потенциальных адептов и формировать радикальный контент в соцсетях, исходя из потребностей читательской аудитории. Об этом Zakon.kz рассказал эксперт Серикбол Билялов.
В современном мире практически каждый житель планеты представлен в той или иной социальной сети или мессенджере и не представляет жизнь без этих гаджетов. Благодаря именно стремительному развитию интернет-технологий вербовщики и идеологи международных террористических организаций получили уникальную возможность изучать потенциальных адептов и формировать радикальный контент, исходя из потребностей читательской аудитории.
«По мнению зарубежных специалистов, основная часть экстремистских материалов представлена не пропагандой радикальных организаций, а салафитской пропагандой», — говорит Серикбол Билялов. -» Эти два типа пропаганды следует четко разделять, так как салафитская пропаганда не направлена на пропаганду деятельности какой-либо радикальной группировки. С ее помощью лишь производится первичная радикализация индивида, что в дальнейшем приводит его к поиску противоправного контента.»
Первой платформой, с которой началось распространение материалов террористических организаций, стал Twitter. В особенности он с успехом использовался идеологами международных террористических организаций ДАИШ(организация, запрещенная в РК). Среди наиболее популярных площадок для распространения радикального контента можно указать ВКонтакте, Telegram и Instagram.
ВКонтакте. Российская социальная сеть ВКонтакте с 2014 года стала популярной площадкой для распространения арабоязычного радикального контента, как салафитского, так и материалов различных международных террористических организаций. Только после активизации администрации количество подобных материалов снизилось, но она по-прежнему остается популярной для размещения радикального контента на русском языке.
Telegram. С конца 2015 года Telegram стал ключевой платформой для распространения материалов сторонниками ДАИШ. Мессенджер стал магнитом для радикалов ввиду простоты платформы и удобства функционала отдельных ее элементов. В частности, в отличие от других социальных сетей Telegram удобен не только для распространения, но и для хранения экстремистского контента.
Instagram. В настоящее время социальная сеть Instagram является одной из самых популярных площадок, в том числе для распространения радикального контента, в первую очередь для распространения фотографий и картинок с общеисламскими темами.
Говоря о платформах социальных сетей и мессенджеров, Серикбол Билялов отметил, что их объединяет одно: основной читательской аудиторией данных площадок составляет молодежь, которая является наиболее подходящей возрастной категорией для рекрутинга в ряды международных террористических организаций.
Среди типов их материалов, присутствующих в социальных сетях, можно отметить фотографии, видео-, аудио- и текстовые материалы и в меньшей степени посты боевиков. «Противниками распространения радикальной идеологии ведется большая работа по их блокировке в Интернете, — комментирует эксперт. — В частности, огромные усилия по выявлению и блокировке деструктивных каналов прилагаются со стороны администраторов популярных социальных сетей, в первую очередь Facebook, Twitter, Google, чья активность растет с каждым годом ввиду давления общественности и правительств ряда стран Европы и США».
Необходимо понимать, что радикальный контент, имеющий тематическую направленность на СНГ, в большей степени размещается на иностранных серверах, что не позволяет ответственным госорганам оперативно реагировать на удаление контента, позволяя только их блокировку, которую все зачастую обходят с помощью программ.
Отдельные эксперты и страны неоднократно поднимали вопрос о необходимости выработки единых международных правовых стандартов по предотвращению распространения радикализма в Сети, что в разы бы увеличило бы эффективность удаления противоправного контента. Однако данная проблема остается без внимания мирового сообщества.
Кроме того, одни запретительные меры не позволяют добиться искоренения источников пропаганды религиозного экстремизма в Интернете ввиду следствия существования и роста пользователей, чьи религиозные взгляды подпитаны деструктивной идеологией салафизма, которые считают свою деятельность по распространению противоправного контента в Интернете «правым делом».
Поэтому вербовку в сети нельзя остановить, можно только уменьшить его масштабы распространения. Нужно четко осознать, что экстремизм в виртуальном пространстве берется не из самой Сети, а проистекает из проблем, которые существуют за пределами Интернета, считает Серикбол Билялов.