АСТАНА, 16 февраля. Для получения желаемого результата в профилактике религиозного экстремизма необходимо проводить информационно-разъяснительную и методическую работу не только с объектом, но и с субъектом профилактики. Такой подход будет способствовать повышению квалификации всех категорий специалистов-пропагандистов, заявил в интервью Zakon.kz известный казахстанский эксперт-политолог, директор образовательного центра «Бiлiм» Руслан Иржанов.
— Итак, Руслан Самарханович, в предыдущем интервью вы сказали, что в силу сложившейся общественно-политической ситуации требуется пересмотреть и усовершенствовать формы, методы и содержание идеологической работы. Можно более подробно об этом?
— Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что методологическую основу реализации государственной информационной политики в сфере религии и свободы совести составляют такие основные принципы политики светского государства, как принцип нейтралитета, принцип толерантности и принцип паритета.
При этом стоит отметить, что государство у нас светское, но общество — не атеистическое. Общество в нашей стране – многоукладное.
Как вы знаете, в Казахстане зарегистрировано свыше трех с половиной тысяч религиозных объединений и филиалов. Они представляют 18 конфессий. В этой связи важно разъяснять населению, что укрепление светских устоев государства вовсе не означает пропаганду атеизма и ущемление интересов религий, как думают некоторые. Реализация принципов светскости предполагает сотрудничество государства с религиозными объединениями традиционных конфессий. Для чего? Для того, чтобы использовать их потенциал в деле укрепления мира и духовного согласия. Но здесь не все просто.
— Что вы имеет в виду?
— Анализ проводимой в этом отношении работы показывает, что на сегодняшний день «субъект» профилактики зачастую не готов эффективно работать с «объектом» профилактики. Причем такая картина наблюдается практически во всех видах профилактической работы – общей, специальной (адресной), пенитенциарной.
К субъекту профилактики относятся организаторы и исполнители профилактических мероприятий. То есть государственные и общественные организации – управления внутренней политики, управления по делам религий, департаменты КНБ, полиции, уголовно-исполнительной системы, ДУМК, РПЦ, НПО, прокуратура и так далее. Также сюда входят непосредственно члены информационно-разъяснительных групп (ИРГ).
На сегодняшний день четко определена классификация субъектов профилактики по направлениям и полномочиям, приняты поправки в законодательство, сформулированы приоритеты и идеологемы, обозначены целевые векторы и индикаторы. Но при этом следует отметить, что зачастую уровень компетенций «субъекта» профилактики не в полной мере отвечает должным требованиям.
— Что мешает? От кого зависит качество работы в сфере профилактики радикальной идеологии?
— От лекторов-экспертов, пропагандистов. Они должны быть очень сильными, грамотными, владеть информацией о религиозной ситуации в Казахстане и мире. Следовательно, организаторы информационно-разъяснительной профилактической работы в лице представителей уполномоченных государственных органов всех уровней должны четко осознавать, что главным действующим лицом в этом процессе является высококвалифицированный лектор-эксперт – член информационно-разъяснительной группы. Именно он вступает в непосредственный контакт с объектом профилактики, то есть с населением. Очевидно, что слабо подготовленный пропагандист – член ИРГ может вызвать нежелательную обратную реакцию слушателей, а именно: недоверие населения к органам власти и управления. В то время как важной задачей работы информационно-разъяснительных групп является укрепление авторитета власти и повышение доверия населения к государственным органам.
Поэтому, если мы хотим получить желаемый результат, необходимо проводить информационно-разъяснительную и методическую работу не только с «объектом», но также и с «субъектом» профилактики. Такой подход будет способствовать повышению квалификации всех категорий специалистов — «субъектов профилактики».