АСТАНА, 18 января. В результате спецоперации, осуществленной казахстанскими спецслужбами и Министерством иностранных дел страны 6 января, 47 граждан Казахстана, в том числе 30 детей, были эвакуированы из Сирии. В Комитете национальной безопасности рассказали, как и где вербуют наших соотечественников и что в итоге получают те, кто принимает за правду посулы пропагандистов и отправляется на «войну с неверными» в охваченную кризисом Сирию, передает Tengrinews.kz.
Специалист в области противодействия терроризму и религиозному экстремизму — ветеран органов национальной безопасности, генерал-майор в отставке Хайролла Маметаевич Нишанбаев рассказал, что вербовка казахстанцев проводится через Интернет — соцсети и мессенджеры.
«Пропаганда радикальных идей и вербовка происходят преимущественно в популярных социальных сетях Facebook, «ВКонтакте», Twitter, Instagram, YouTube и таких мессенджерах, как Telegram, WhatsApp, Imo.»
Негативная тенденция в Интернете усилилась на фоне сирийского кризиса и активизации международной террористической организации ИГИЛ/ДАИШ в 2012-2013 годах. Именно этой организацией была создана группа специалистов, которые целенаправленно проводили информационную акцию в Интернете для привлечения новых рекрутов и распространения идеологии терроризма», — отметил он.
Сообщается, что вербовке подвергаются не только граждане нашей страны, это международная проблема.
«Эта проблема не только Казахстана, но и многих других стран. Вербовка осуществляется не только казахстанцев и граждан Центральной Азии, но и Европы, США и других стран. Вы посмотрите, ведь ни для кого не секрет, что в период так называемого расцвета ДАИШ в его рядах оказались граждане более чем 80 государств», — подчеркнул Хайролла Нишанбаев.
Основная причина такого явления — искаженное понимание и интерпретация основ религии.
«Надо признать, что в результате пропаганды вырос целый пласт доморощенных псевдоидеологов, не только неверно, но и агрессивно трактующих на свой лад религиозные догмы,» — говорит специалист в области противодействия терроризму и религиозному экстремизму, — «Наши соотечественники поддаются на уговоры и соглашаются покинуть Казахстан, так как нередко молодые люди религиозно малограмотны. Кроме того, зачастую у них существуют психологические проблемы. Молодые люди обращаются к интернет-сайтам сомнительного характера в попытках восполнить знания или получить те или иные консультации. А там они подвергаются идеологической обработке со стороны вербовщиков, целью которых является искажение сознания личности, формирование негативных ценностных установок и окончательное вовлечение в ряды террористов. Но в основе лежат всегда личностные психологические проблемы и социальная неустроенность в обществе. На этом фоне молодые люди ищут смысл жизни. Поэтому легко поддаются на уговоры выехать за рубеж, где, по их мнению, он имеется. Надо сказать, что многие понимают, куда могут завести такие проповеди, и отказываются им следовать. К другим это понимание приходит позднее», — говорит специалист.
«Как правило, вербовщиками в Интернете активно ведется подготовка и распространение профессиональных видеороликов, где красочно показывается якобы благополучная жизнь боевиков в Сирии. В частности, распространяются фотографии боевиков, их жен и детей на фоне красивых дворцов и дорогих машин.»
«Этому поддавались особенно молодые люди, предрасположенные к максимализму, которые только начинали изучать каноны ислама. С другой стороны, распространялись ролики про якобы угнетенных мусульман и их детей в Сирии, страдающих от рук так называемых «неверных». Тем самым профессионально вызывалось чувство жалости, сопереживания и гнева. Отсутствие необходимого образования в этом плане играло крайне негативную роль, поскольку радикальные идеологи используют рвение новых адептов к религиозным знаниям в нужном для себя русле», — уверен генерал-майор в отставке.
Первоначальная цель вербовщиков — изоляция человека от близкого окружения.
«Путем давления на личность они вынуждают человека отказаться от всех прежних контактов и отношений, которые могут помешать его обработке и вовлечению в ряды террористов. «В результате происходит подмена ценностей — семьи, друзей и коллег на «духовных сестер и братьев», которым нужна помощь. При работе с таким контингентом вербовщики умело показывают свои познания в религии и, пользуясь доверием, сознательно искажают значения религиозных понятий. Человек, находясь в подобном дурмане, по сути, не задумывается о своих поступках и следует за вербовщиками вслепую», — добавляет Нишанбаев.
Как отмечают в Комитете национальной безопасности, понимание о совершенной ошибке обычно рано или поздно приходит, когда человек оказывается в зоне боевых действий, откуда обратной дороги уже нет. По прибытии человек сталкивается с беззаконием, преступностью и отсутствием религии. Многие приходят к мысли об ошибочности взглядов, но не хотят или не могут в этом признаться, прежде всего себе и своим близким.
«На каждого человека пребывание в экстремальных условиях влияет по-разному. Кто-то еще более ожесточается к окружающим, подсознательно перекладывая вину за произошедшее с себя на других. Других отрезвляет, но в силу обстоятельств ничего уже сделать не могут. Есть случаи, когда прибывшие в лагеря террористов не выдерживали и сходили с ума», — рассказали в КНБ.
Как уже было отмечено, вербовка людей зачастую проходит через популярные социальные сети. Но имелись случаи, когда вербовка велась напрямую боевиками и пособниками по принципу цепной реакции. Особенно это было характерно для граждан, знавших и тесно контактировавших друг с другом еще до выезда в зоны террористической активности. Есть случаи, когда в деятельность террористических организаций боевики и их жены вовлекали других родственников.
«Понятно, что детали таких операций по возврату обычно не раскрываются. Этому есть много причин, в том числе связанных с безопасностью наших граждан. Казахстан является полноправным и последовательным партнером многих стран. Является членом международных правоохранительных организаций, например таких, как Интерпол. Поэтому задействуется механизм работы многих государственных органов. Проводятся переговоры и консультации, в том числе с зарубежными партнерами», — отметили в ведомстве.
«В СМИ неоднократно уже звучали оценки насчет того, сколько казахстанцев находилось и находится на территории Сирии. В частности, говорилось, что в Сирии продолжают оставаться около 380 граждан РК и приблизительно 400-500 детей. Вы ведь понимаете, что вести какие-то подсчеты в условиях активных боевых действий сложно. Могу только сказать, что, по различным данным, с момента начала сирийского конфликта в этой стране и в Ираке уничтожено более 200 граждан РК, в основном мужчин-боевиков. В зарубежных новостях регулярно публикуются разные данные на этот счет.»
«Проходила информация о ликвидации силами коалиции, возглавляемой США, около 20 тысяч боевиков. ВКС России недавно сообщили об уничтожении свыше 60 тысяч террористов в Сирии», — подытожил Хайролла Нишанбаев.