АСТАНА, 05 ноября. Это не наша война, но в ней погибают наши граждане. В Астане презентовали документальный фильм, рассказывающий о судьбах уехавших в Сирию казахстанцев и их семей. Корреспондент «Каравана» Назгуль Абжекенова побеседовала с одним из авторов проекта Сериком Бейсембаевым.
Как впитывают экстремизм с молоком матери
В кадре – пожилая женщина, склонившая колени.Ботагоз-апа из Жезказгана вот уже четыре года молится о возвращении детей и внуков из Сирии, куда уехал ее старший сын Ержан в феврале 2013 года вместе с группой местных парней.Об этом стало известно только осенью 2013 года, когда на YouTube появилось видео о воюющих там джихадистах. Среди них был и Ержан.– Мы не знали про Сирию, нам сказали, что Ержан уехал на религиозную учебу в Египет. Я не поняла, зачем ехать на чужбину, когда можно и на родине учиться. Через месяц нас пригласили в мечеть. Там сотрудник КНБ рассказал, что на самом деле наш сын не в Египет уехал учиться, а воевать в Сирию. Потом сноха, ничего не сказав, забрала детей и тоже уехала туда. Старшая невестка была беременна и третьего сына Омара родила уже там, – рассказывает Ботагоз-апа.В следующем кадре двухлетний малыш четко отвечает на вопросы другого ребенка о том, кто его Пророк, какую веру он исповедует.
«Салляллаху алейхи уа саллям (мир ему и благословение Аллаха, араб.)», – произносит мальчик, едва научившийся говорить, но уже повторяющий вслед за старшими слова.
Вначале невестка отправляла фото и видео внуков на WhatsApp, продолжает Ботагоз-апа, но вскоре перестала выходить на связь.Как слышала женщина, из Жезказгана и Сатпаева в Сирию уехало около 250–300 молодых парней. И многих якобы уже нет в живых.Позже муж Ботагоз-апы вместе с земляками, чьи дети тоже уехали в Сирию, отправился на поиски внуков, чтобы вернуть их на родину.– Я был там 9 дней. Там же война идет – страшно. Предложил вернуться домой, они не захотели. Говорили, что все хорошо. Больше ничего не говорили. А внуки хотели, но мать их не отпустила. Когда я был там, сын был жив. Через год погиб… О смерти Ержана сообщила невестка, – рассказывает Мукамбеткали.Где сейчас их трое внуков, дедушка и бабушка не знают…
Терроризм в человеческом измерении
«Понятно, что терроризм и насильственный экстремизм – это глобальная угроза безопасности, но за ними стоят истории людей, потерявших в чужой войне близких. И про это мало рассказывают. В фильме “Не от нашего имени” мы хотели сделать акцент на трагедии отдельно взятых семей, чьи близкие подались в ряды экстремистов. То есть показать человеческое измерение проблемы терроризма», – рассказывает один из участников проекта – социолог Серик БЕЙСЕМБАЕВ.
“Не от нашего имени” – первый региональный проект “Радио Свободная Европа/Радио Свобода” по противодействию экстремизму в Центральной Азии.Была создана серия документальных фильмов в течение года под редакторством научного сотрудника Университета Джорджа Вашингтона (США) Ноа ТАКЕРА и команды из трех стран – Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.
“Кузница кадров”
Исследователь отмечает: если про ситуацию с Кыргызстаном и Таджикистаном (где, кстати, так и не было получено официальное разрешение от властей на проведение съемок, и поэтому их перенесли в Бишкек) и причины, побуждающие граждан присоединяться к экстремистам, все более или менее ясно, то в отношении Казахстана не все так однозначно.
«Мы являемся самой крупной и самой развитой страной региона, но и отсюда уезжают воевать в Сирию. Сколько точно выехало – неизвестно. По данным официальных источников, 400–500 казахстанцев. Но турецкие власти в прошлом году сообщили о двух тысячах казахстанцах, которые подозреваются в возможной связи с террористической группой ИГ (запрещена в РК). Но мало кто знает, даже среди самих казахстанцев, что из Жезказгана и Сатпаева в Сирию выехало, по официальным данным, – порядка 80–100 человек, включая жен и детей. Местные жители говорят о 150–200 уехавших. Про эту “горячую точку” радикализации страна узнала после выхода ролика о “казахских джихадистах”, среди которых жезказганцы узнали своих братьев, сыновей», – говорит Серик Бейсембаев.Кстати, ранее в рамках другого проекта исследователь на месте изучал ситуацию с молодежью в этом индустриальном городе.–» Там актуальна проблема радикализированных сообществ, живущих изолированно».
Разговоры не о духовности
Также, по мнению социолога, сработал фактор криминализации местной молодежи.– На территории города находится тюрьма, развита криминальная субкультура, и в целом уровень молодежного насилия достаточно высокий. Возможно, в совокупности эти факторы и стали питательной почвой для радикализма.Кроме того, по некоторым сведениям, в Жезказгане одно время велась активная пропаганда радикальной идеологии, якобы приезжали проповедники, рекрутировавшие молодежь.Однако эту информацию трудно перепроверить, – говорит эксперт.К слову, в фильме “Не от нашего имени” есть эпизод: местный житель – молодой парень – рассказывает, как на него в одной из донерных, где собираются люди с бородой и в коротких штанишках, смотрели искоса и обсуждали его внешний вид, вероятно, причислив его к кафирам (неверным).– Я тоже был в этой закусочной и случайно стал свидетелем разговора двух людей с характерным видом. Но говорили они не про религию или духовность, а про какие-то бандитские разборки, – вспоминает Серик Бейсембаев.
Без грамоты и с оружием
Говорить о масштабной радикализации или активном выезде казахстанцев “на джихад” пока не приходится, констатирует социолог, однако проблема экстремизма от того не перестает быть менее острой.
«Речь не идет об угрозе государству. На данном этапе проблема более локализована: казахстанцы сталкиваются с тем, что их родные радикализируются, планируют или уже выехали в “горячие точки”. С этой проблемой нужно бороться разными инструментами, и медиа – один из главных», – уверен эксперт.Сейчас политика противодействия экстремизму акцентирована на карательном уклоне и контроле, говорит Бейсембаев. -«Теологи и чиновники сильно продвинули дискурс о том, что источником радикализации является нехватка религиозных знаний. И религиозная грамотность представляется главным рецептом борьбы с экстремизмом. На мой взгляд, значение этого фактора сильно преувеличивается.Да, религиозную грамотность надо повышать, но это слабо помогает предупредить насилие – до него срабатывают другие вещи.Надо смотреть не на ее уровень, а на то, насколько человек изолирован, склонен к насилию и противопоставляет себя обществу», – подчеркивает исследователь.Чем сильнее эти признаки проявляются, тем выше риск уязвимости к радикальным идеям.– «Сколько ни объясняй члену сообщества, где насилие возведено в ранг нормы, что такое ислам, сколько ни призывай быть толерантным, это не поможет. У гражданского общества, экспертов в этом контексте задача более широкая – предупреждение радикализации. И мы надеемся, что фильм “Не от нашего имени” внесет лепту в эту работу», – резюмировал Серик Бейсембаев.