По мнению экспертов, наибольшую активность в стране ведут последователи религиозно-экстремистской организации «Таблиги джамаат».
По официальным данным правоохранительных органов Кыргызстана, количество последователей организации «Таблиги джамаат» насчитывает около 18-20 тыс. человек. Основная часть которых проживает в южных областях. Цель «Таблиги джамаат» является духовное преобразование в Исламе посредством работы участников на уровне широких масс людей и обращения к мусульманам вне зависимости от их социального и экономического статуса.
Крупные ячейки «Таблиги джамаат» действуют в Бишкеке, Оше, Джелал-Абаде, Кара-Балте, Ошской области.
Прочная позиция «Таблиги джамаат» в Кыргызстане подтверждается назначением на должность главного муфтия М.Токтомушева, которого во многих средствах массовой информации называют не только последователем идей «Таблиги джамаат», но и неофициальным лидером организации во всем Кыргызстане.
Главный муфтий Кыргызстана неоднократно заявлял о том, что деятельность вышеуказанного течения, приносит пользу и способствует распространению мазхаба (религиозной доктрины, шариатского права) в Кыргызстане.
Вместе с тем, несмотря на прочные позиции идей Таблиги, на юге активно развиваются последователи всевозможных течений салафия.
В связи с этим, просматривается негласный идеологический конфликт между сторонниками «Таблиги джамаат» и приверженцами «Салафия». Противостояние искусственно провоцируется из Саудовской Аравии и Катара, которые имеют влияние в регионе. Делая акцент на прозелитизме и очищении религии Ислам от влияний других течений ислама, сторонники «Таблиги джамаат» категорически отрицают право на существование иных религий и течений Ислама (шиизма, барелви, бахайа, ахмадиа), с принятием радикальных мер по отстаиванию своих идеологических убеждений.
Кроме того, на юге Кыргызстана не снижается интенсивность деятельности религиозно-экстремистской партии «Хизб-ут-Тахрир».
Так, на территории Кара-Суу в первой половине 2016 года пресечена деятельность женской ячейки РЭП «Хизб-ут-Тахрир».
По официальным данным правоохранительных органов Кыргызстана по состоянию на декабрь 2015 года, на оперативном учете состоит 1347 приверженцев экстремистских взглядов идеологии «Хизб-ут-Тахрир».
С начала 2016 года наблюдается рост числа женщин, состоящих в джамаатах различных нетрадиционных религиозных течений Ислама.
«Хизб-ут-Тахрир» в стратегии «Аль-Каиды» играет роль идеологического ресурса, осуществляющих вербовку рекрутов для отправки в зону боевых действиях в Сирию и Ирак. Основные цели «Хизб-ут-Тахрир» — объединение мусульманских стран в единое государство под флагом исламского халифата, управляемое по законам шариата.
На фоне роста исламизации среди населения, количество мечетей в Кыргызстане превысило число средних школ (2600 и 2207 соответственно).
Дополнительно, в Кыргызстане активно развиваются ячейки радикального течения Ислама «Йакын Инкар».
По мнению эксперта-теолога Д.Мурадилова, последователи «Йакын инкар» не хотят подчиняться светским законам, что идет в разрез традиционным канонам Ислама.
Адепты указанного течения пытаются жить как во времена пророка Мухаммеда. Носят длинные волосы и традиционную арабскую одежду, отказываются практически от всех современных технических достижений. Религиозное течение «Йакын Инкар» распространено в Караколе, Тюпском и Ак-Суйском районах Иссык-Кульской области. Члены «Йакын Инкар», игнорируют требования кыргызского муфтията и без разрешительных документов проводят даугаты среди местного населения.
Еще одним аспектом, влияющим на религиозную обстановку Кыргызстана является радикализация осужденных, что ведет к сращиванию джихадистов с местными преступниками. Побег в 2015 году из СИЗО-50 (Чуйской области), стал примером объединения осужденных и членов деструктивной организации «Жайшуль Махди».
Таким образом, несмотря на принимаемые меры по предупреждению и пресечению распространения деструктивной идеологии на территории Кыргызстана, религиозная обстановка имеет тенденцию к ухудшению. Деятельность «Таблиги джамаат» доминирует над другими религиозными течениями Кыргызстана, что является угрозой для многих государств Центрально-азиатского региона и России, так как все вышепоименованные организации, включая «Таблиги Джамаат» там запрещены и признаны радикально-экстремистскими.
Василий Санников
Источник: Polit-Asia