Астана. 11 июня. Почти год назад в Казахстане была утверждена Концепция государственной политики в религиозной сфере, рассчитанная на ближайшее пятилетие. В этой связи мы решили провести небольшой промежуточный анализ того, что было сделано за минувший период.
Важно понимать, что концепция – это своеобразная система взглядов на отношения государства и религии. Строится она на трех главных задачах: первая – совершенствование законодательства в религиозной сфере, вторая – укрепление светских принципов развития государства, и третья – общегосударственная система противодействия идеологии религиозного экстремизма и нейтрализация деятельности деструктивных течений.
Что касается реализации первой задачи, то буквально на днях мажилис парламента РК на пленарном заседании одобрил во втором, окончательном чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений». Как известно, идеологическую основу этого документа составила как раз таки Концепция государственной политики в религиозной сфере.
Данный законопроект предусматривает 53 изменения и дополнения в 12 законодательных актах (3 кодекса и 9 законов). Его целью является совершенствование государственно-конфессиональных отношений, конкретизация прав и обязанностей субъектов религиозной деятельности, а также регулирование религиозной сферы.
В целом вносимые изменения по смыслу и содержанию можно разделить следующим образом: поправки, направленные на обеспечение верховенства прин ципов светских основ государства, недопущение распространения в обществе идеологии религиозного радикализма и экстремизма; поправки по определению компетенции государственных органов; поправки по определению ответственности и гуманизации административного законодательства.
В процессе подготовки документа были изучены мнения и предложения самих граждан, представителей неправительственных организаций, религиозных объединений, государственных органов и экспертного сообщества, а также учтен международный опыт. Такое широкое обсуждения позволило найти консенсус по многим спорным вопросам, в том числе по ношению религиозной одежды в государственных учреждениях, особенно в школах.
Инициаторам этой непростой дискуссии все-таки удалось донести до большей части населения, что никаб, чадра, паранджа, бала клава и даже хиджаб, не являются типичными или исторически традиционными для жителей нашей республики.
Более того, в таких одеяниях (за исключением хиджабов) невозможно идентифицировать личность. Как отмечают эксперты, наши граждане стали понимать и объяснять своим детям, что нельзя бездумно копировать традиции чужих стран, когда у нас есть свои собственные.
Это не только тянет общество в средневековье, но и создает серьезные угрозы общественной стабильности и безопасности казахстанцев. И вполне закономерно, что государство стремится оперативно реагировать на вызовы времени и принимать надлежащие контрмеры.
Такая же активная разъяснительная работа ведется в двух других направлениях Концепции. Причем она выстроена таким образом, что го сударство по-прежнему не вмешивается в канонические и культовые вопросы духовенства, что является одним из главных принципов светскости.
Самое главное в этой деятельности, по словам специалистов, то, что все меры по идеологическому и информационному противодействию деструктивным религиозным течениям пред принимаются сообща.
К примеру, была создана специальная Межведомственная комиссия при правительстве, которой удалось усилить безопасность вокруг культовых учреждений и выстроить постоянный мониторинг каналов распространения религиозных материалов.
Кроме того, с августа прошлого года Министерство по делам религий и гражданского общества совместно с Генеральной прокуратурой и Министерством информации и коммуни каций реализуют проект «Кибернадзор», в рамках которого, помимо мониторинга интернет-ресурсов, проводится религиоведческая экспертиза книжной и печатной продукции.
Важно также напомнить о совместной работе МДРГ с Министерством внутренних дел, благодаря которой была создана специальная служба реабилитации осужденных за преступления экстремистского и террористического характера на основе проектного подхода к работе с группами риска.
Основным его партнером в этом направлении стал Информационно-разъяснительный и реабилитационный центр «Акниет» , который проводит работу среди осужденных за религиозный экстремизм и с членами их семей.
Всего по стране сейчас действуют 250 специальных информационно-разъяснительных групп, объединяющих более 3,5 тысячи человек. За прошедший период они провели более 17 тысяч мероприятий с охватом в несколько миллионов граждан.
Отдельно стоит сказать о полноценных службах психологической реабилитации, которые действуют в сложных регионах страны. Их работники проводят личные встречи с лидерами и активистами деструктивных течений. Кроме того, они организуют лекции и семинары для правоохранительных органов и акиматов.
Это, в частности, такие организации, как «Насихат» в Акмолинской области, «Ансар» в Актюбинской, «Шапағат» в Атырауской, «Нұрлы Білім» в Карагандинской и другие.
В результате этих мер в 2017 году, по некоторым данным, 125 казахстанцев вернулись из сирийско-иракской зоны, 57 из них были осуждены. Кроме того, были сорваны или блокированы намерения 91 гражданина РК к выезду за границу для участия в боевых действиях на стороне международных террористических организаций.
В целом, как считают эксперты, благодаря этим и другим мероприятиям, реализованным в сотрудничестве государственных органов, неправительственных организаций и религиозных объединений влияние деструктивных религиозных идей в стране постепенно снижается.
Конечно, еще многое предстоит сделать, но главное, что работа в этих направлениях началась и уже четко выстроена как в законодательном плане, так и в практическом.
Автор: Светлана Борисова
Источник: Central Asia Monitor