Душанбе. 6 июня. Слова «радикализм», «экстремизм» и «терроризм» на протяжении последних нескольких лет мы слышим практически каждый день с экранов телевизоров, на радио, читаем в газетах и других СМИ. И, казалось бы: каждый взрослый грамотный человек уже давно должен был понять их смысл, и чем они отличаются друг от друга. Но, как выяснилось, это совсем не так…
Душанбинская газета «Вечерка» в апреле-мае 2018 года провела онлайн-опрос на тему «Вопросы радикализации общества в Таджикистане: причины и возможные пути решения». В нем приняли участие 266 человек.
На вопрос «Что такое радикализм, на Ваш взгляд?», были получены вот такие ответы:
Лишь 40% опрошенных выбрали верный вариант ответа – «неординарный, непопулярный метод решения вопросов». К слову сказать, 22% опрошенных добавили свои варианты ответа, близкие к верному. 3% опрошенных честно признались, что не знают ответа на этот вопрос.
Справедливости ради, нужно отметить тот факт, что отождествление радикализма и терроризма происходит на фоне высокой частоты употребления этих слов в одном контексте. Например: радикальные экстремисты, радикальные террористические группы и т.д. И обычному человеку сложно провести грани между этими словами. Но границы эти нужно знать.
Если говорить просто, то:
Не все радикалы – это экстремисты и террористы,
но все террористы и экстремисты – это радикалы.
Свое мнение о том, почему эти понятия часто путают, высказал в интервью нашей газете Махрамбек Анварзод, ученый секретарь Центра Исламоведения при Президенте Республики Таджикистан:
«Четких разграничений по этим понятиям до сих пор нет. Бывает, что в каком-то государстве организация признана экстремистской, а в другом – ее поощряют.
— Организация «Хизб ут-Тахрир» признанная террористической во многих странах, официально работает в Лондоне, проводит семинары, встречи, конференции.
— «Джамоати Таблиг» — запрещена во всех странах Центральной Азии, кроме Кыргызстана. Была организована в 18 веке, как продолжение политики европейской колонизации. Целью создания этой организации было не дать национальным движениям объединиться.
— «Братья мусульмане», из Египта — были организованы британскими учеными.
— Талибы были созданы на борьбу с Индией и Советским Союзом.
Причины создания всех этих организаций упираются в политику и деньги».
А как эти понятия обозначаются с точки зрения закона и экспертных оценок?
- Из Википедии: Радикализм — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям в отношении идей и действий в социально-политической сфере, направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов. Чаще всего употребляется политический радикализм, хотя возможен также религиозный, церковный, философский.
- Из Ст. 3 Закона Республики Таджикистан «О борьбе с экстремизмом»: Экстремизм — это проявление юридическими и физическими лицами выражения крайних форм действий, призывающих к дестабилизации, изменению конституционного строя в стране, захвату власти и присвоению её полномочий, разжиганию расовой, национальной, социальной и религиозной вражды.
- Из Ст. 3 Закона Республики Таджикистан «О борьбе с терроризмом»: Терроризм, то есть насилие или угроза его применения в отношении физических лиц, принуждение или угроза его применения в отношении юридических лиц, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества или иных материальных объектов физических или юридических лиц, создающие опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно-опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворение их неправомерных имущественных и (или) иных интересов.
По мнению отечественных экспертов в области политологии, религиоведения, социологии, в Таджикистане четких разграничений между этими понятиями не расставлено. Оценка отдельных радикальных проявлений чаще всего зависит от субъективного мнения лиц, дающих правовое экспертное заключение по конкретным действиям и высказываниям. В связи с этим, возможна манипуляция со статьями уголовного кодекса со стороны правоохранительных органов и чрезмерная жестокость наказания. Проще говоря: в борьбе с насильственным экстремизмом и терроризмом даже просто критическим замечаниям о государственной системе могут придать экстремистский характер. И здесь очень важно сохранение баланса между интересами национальной безопасности и соблюдением прав человека.
Так уж сложилось, что в настоящее время наибольшие опасения вызывает насильственный религиозный экстремизм, связанный с нетрадиционным Исламом. Тысячи террористов, прикрываясь мусульманской религией, творят бесчинства по всему миру и многие из них искренне верят в правильность своих действий.
Валиджон Абдухамитов, директор научно-исследовательского Центра по противодействию экстремизму и терроризму при юридическом факультете Российско-Таджикского (Славянского) университета, г. Душанбе:
«Отождествлять терроризм с религией Ислам неправильно. В мире очень много мусульман, и не все они террористы. Много мусульман, выдающихся ученых, которые борются с экстремистскими и террористическими идеями. Опасность такого отождествления выражается ростом напряженности в мире. Ущемление любых религиозных чувств ведет к радикализации».
Согласно доклада Международного центра исследований проблем радикализма и политического насилия (ICSR), на стороне террористических и экстремистских групп в Ираке и Сирии во второй половине 2014 г., воевали 20730 иностранных граждан, из них основная масса экстремистов – выходцы из стран Ближнего Востока (11000), 3000 – из стран бывшего СССР.
По данным 14 стран, из которых имелись достоверные данные, было подсчитано, что число иностранцев в рядах ДАИШ из стран Западной Европы выросло почти до 4000 человек. Из них большую часть составляли граждане Франции, Великобритании и Германии.
Доклад был подготовлен в сотрудничестве с Мюнхенской конференцией по вопросам безопасности и был включен в Мюнхенский отчет о безопасности, ежегодный сборник основных событий в области мировой безопасности и внешней политики (оригинальный источник по ссылке).
Ниже приведены данные вышеуказанного отчета по числу экстремистов из стран исламской культурной традиции
(дизайнер Кумуш Муртазакулова, специально для газеты «Вечерка»):