Астана. 16 февраля. Причиной принятия новых поправок в закон о религии является низкая правовая грамотность населения, заявил религиовед Марлен Муслимов в интервью Zakon.kz.
— Марлен Жунисович, многие думают, что внесение новых поправок в закон о религии связано с желанием государства усилить контроль над деятельностью религиозных организаций. Ваше мнение?
— Причиной принятия новых поправок является, прежде всего, низкая правовая грамотность населения и этот вопрос рассматривается не сиюминутно, а комплексно, на протяжении длительного времени.
При разработке изменений и дополнений учитываются предложения заинтересованных государственных органов, которые в практике столкнулись с определёнными трудностями реализации закона, мнения научно-экспертного сообщества, жалобы населения на деятельность некоторых религиозных объединений и деструктивных течений.
Также учитываются текущие тенденции и изменения в религиозной сфере, не имеющие на данный момент правового регулирования. И только после всего этого принимается решение о дальнейшем усовершенствовании действующего закона. Как мы знаем, в 2017 году в связи с произошедшими терактами и ростом угроз терроризма в ряде стран Западной Европы были ужесточены нормы законодательства. Поэтому понятно, почему Министерство по делам религий и гражданского общества Казахстана инициировало необходимость внесения новых норм в законодательство. Это позволит своевременно предотвращать существующие угрозы и рост негативных тенденций в религиозной сфере.
– Одной из поправок, которая бурно обсуждается в обществе, является запрет посещения несовершеннолетними детьми религиозных культовых сооружений без родителей. Насколько, по-вашему, целесообразна такая норма?
— Одни теологи и эксперты считают такую норму перегибанием палки со стороны государства, другие трактуют это как борьбу с исламизацией, третьи воспринимают это как полный запрет детям посещать мечеть. Неправильное понимание сути данной нормы и спровоцировало негативную реакцию, как со стороны экспертов, так и со стороны населения.
На самом же деле эта норма не запрещает посещение детьми религиозных курсов или культовых сооружений, но только с согласия родителей. К примеру, родители же отводят своих чад в школу ради их же собственной безопасности, так почему люди негативно реагируют на предложение запретить детям посещать культовые сооружения без ведома родителей, ведь они должны активно участвовать и в религиозном воспитании своих детей.
Надо понимать, что данная норма направлена, прежде всего, на защиту детей от раннего вовлечения в религию, а именно, их привлечения к религиозным обрядам и церемониям без сопровождения одного из родителей или представителей, а также при возражении второго родителя.
Последний довод был принят ввиду активного вовлечения детей в религиозные церемонии деструктивных религиозных течений, когда один из родителей был сам адептом данной организации. При этом второй родитель не мог воспрепятствовать данному процессу в силу слабости закона. Теперь этот пробел будет восполнен и это правильно. В прошлом году, например, региональными управлениями по делам религий совместно с органами внутренних дел были выявлены восемь фактов нарушения законодательства в религиозной сфере с привлечением несовершеннолетних детей, в том числе в Алматы и Астане.
— Другим вопросом, который также вызвал наибольшее обсуждение в СМИ и соцсетях, являются внешние атрибуты представителей деструктивных религиозных течений – борода, короткие штаны, паранджа, никаб, то есть их запрет…
— Это опять же неправильное понимание и толкование предлагаемых поправок. В действительности в законопроекте нет такой детализации признаков, в нем ни словом не упоминается о бороде, штанах, никабе и недавно министр по делам религий и гражданского общества говорил об этом в своем интервью. Однозначно, запрета на ношение бороды не будет, но дело может коснуться ее длины.
К примеру, в Таджикистане максимально допустимая длина бороды имам-хатибов должна быть размером со сжатый кулак, не более трех сантиметров. Подобная норма была установлена Советом улемов РТ. Кроме того, в 2017 году Министерство образования и науки Таджикистана в перечне единых требований к школьной форме запретило молодым людям отращивать бороды и длинные волосы.
Однако у нас принятие каких-либо решений по подобным вопросам требует тщательного обсуждения с официальным духовенством и общественными институтами страны.
— Есть ли в международной практике прецеденты по запрету ношения бороды?
— Определенные запреты и ограничения по ношению религиозной одежды имеются в соседних странах. Наиболее яркий пример жестких ограничений — в Китае. В частности, полицейские СУАР могут арестовать верующих за ношение коротких штанов, хранение дома большого количества пищи, отращивание длинной бороды и так далее. Всего в списке правоохранительных органов КНР значатся 75 признаков, характеризующих представителей исламского радикального блока.
Формирование подобного списка сегодня активно обсуждается и в Казахстане, поскольку это затрагивает конституционные права граждан. По заявлению Министерства по делам религий и гражданского общества, внешние признаки принадлежности к деструктивным религиозным течениям предлагается закрепить подзаконным актом – совместным приказом уполномоченного органа, органов национальной безопасности и внутренних дел.
Однако хочу отметить, что в ходе разработки приказа, признаки будут тщательно обсуждены с религиозными объединениями, теологами, религиоведами, представителями научно-экспертного сообщества, тщательно проанализированы и только после этого могут быть приняты.
— Что будет за несоблюдение закона? В тюрьму посадят?
— Одним из новшеств законопроекта является гуманизация административного наказания за правонарушения в религиозной сфере. То есть в качестве альтернативы штрафам и приостановке деятельности религиозных организаций будет применяться вынесение предупреждения.
Вынесение предупреждения предусматривается за ношение в общественных местах предметов одежды, препятствующих распознаванию лица, за участие несовершеннолетних в богослужениях, религиозных обрядах и несоблюдение внутреннего порядка в культовых зданиях, помещениях религиозных объединений и так далее.
Кроме того, в законопроекте есть еще одна норма, предусматривающая административную ответственность за оскорбление чувств и достоинства, как верующих, так и неверующих. Она разработана с целью приведения нашего законодательства в соответствие со статьей 18 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая защищает теистические, нетеистические и атеистические убеждения, а также право исповедовать или не исповедовать никакую религию или убеждения.
В мировой практике свобода вероисповедания по умолчанию включает свободу выбора религии и убеждений, а также следование атеистическому мировоззрению. Данная норма в равной степени защищает честь и достоинство, и религиозные чувства верующих, и честь и достоинство неверующих, то есть обеспечивает равенство прав всех граждан независимо от отношения к религии.