Алматы. 30 ноября. Как алматинцы относятся к проводимой в Казахстане работе по укреплению стабильности и безопасности в контексте новых геополитических реалий, внутренних и внешних вызовов, рассказывает руководитель Информационно-консультативной группы «Перспектива» Елена Бурова – Zakon.kz.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 28 июня 2017 года подписал указ об утверждении Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы. Основной целью этого документа является повышение эффективности государственной политики в религиозной сфере, направленной на совершенствование государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, укрепление светских устоев государства и недопущение использования религии в деструктивных целях.
Концепция призвана обеспечить укрепление стабильности и безопасности в Казахстане в контексте новых геополитических реалий, внутренних и внешних вызовов. Для того, чтобы выяснить отношение наших сограждан относительно проводимой в стране в этом направлении работы, Общественный фонд «Информационно-консультативная группа «Перспектива» провел мониторинг мнения населения.
Приоритеты государственной политики
Для начала отметим, в Концепции определены три основных приоритета развития государственной политики в религиозной сфере. Первый приоритет связан с совершенствованием законодательства и регулированием взаимодействия государства с религиозными объединениями. Сейчас эти вопросы обсуждаются, к концу года ожидаются внесения в законодательные акты.
Второй приоритет акцентирует укрепление светских принципов развития государства, поскольку «светское устройство государства – важное историческое достижение народа Казахстана». Раскрытие смысла светскости важно в поликонфессиональном обществе и демократическом государстве, где свобода выбора мировоззрения (не только религиозного, но и атеистического), толерантное отношение к религиозному многообразию должны быть альфой и омегой общественной ментальности. Концепция предусматривает обеспечение гарантированных законодательством прав граждан на свободу совести и уважение религиозных убеждений, а также условий для полноценного функционирования религиозных объединений.
Третий приоритет направлен на развитие системы противодействия религиозному экстремизму и деятельности деструктивных религиозных течений.
В борьбе против терроризма и религиозного экстремизма важную роль играет формирование у граждан иммунитета к деструктивной религиозной идеологии, недопущение деятельности деструктивных религиозных течений, подрывающих национальную безопасность, конституционные основы государства и способствующих радикализации отдельных групп населения.
В этих целях предусмотрено активное привлечение представителей неправительственных организаций, деятелей культуры и спорта к информационно-разъяснительной работе.
Взаимодействие власти и общества
Государственные органы ищут новые форматы сотрудничества с неправительственным сектором, в том числе в деле информирования и просвещения населения по вопросам противодействия радикальным идеологиям. Общественный фонд «Информационно-консультативная группа «Перспектива» завершает проект в рамках государственного социального заказа Управления по делам религий акимата г. Алматы «Организация комплекса мер по разъяснению норм законодательства в области религиозных отношений и противодействия религиозному экстремизму и терроризму». Что предусматривал этот комплекс мер?
Проведение 30 информационно-разъяснительных мероприятий в 15-ти светских и 15-ти религиозных организациях с охватом не менее 900 непосредственных участников. Разработку и обеспечение участников информационно-разъяснительными материалами. Осуществление «обратной связи» с населением, то есть мониторинг мнений по реализации государственной политики в сфере религии, как по действующему законодательству, так и предполагаемым изменениям.
Мы решили провести беседы, семинары в учебных заведениях, услышать спектр суждений от самых разных групп населения.
Для всех и для каждого
Непосредственными участниками мероприятий стали прихожане разных конфессий, священнослужители, учащиеся религиозных и светских учебных заведений, преподаватели колледжей и вузов, врачи и медицинский персонал, родители, педагоги, психологи и администрация школ, население мегаполиса, самозанятые граждане.
Мы встречались с горожанами и гостями Алматы в больнице, в религиозных организациях, в колледжах и в вузах, на рынках, в библиотеке, в институте повышения квалификации. Форматы наших встреч не предполагали чтения лекций, а проводились как диалоги, как обмен мнениями, как консультации по жизненно важным вопросам, в том числе – ожидаемым изменениям в действующее законодательство.
Чтобы прийти в такие разные аудитории и вести диалог на равных, требуется предварительная подготовка. Неслучайно в составе исполнителей проекта – 24 квалифицированных специалиста с юридическим, религиоведческим, философским, политологическим, психологическим, культурологическим, журналистским, филологическим, математическим образованием.
На подготовительном этапе специалистами были разработаны раздаточные и демонстрационные материалы по основным направлениям государственной политики, по действующему законодательству, начиная от Кодекса об административных правонарушениях, в части норм, предусмотренных за нарушения законодательства о религиозной деятельности, до норм Уголовного кодекса о соотвествующей ответственности за противоправные деяния.
Изданные в типографии буклеты и брошюра на казахском и русском языках доступно и наглядно разъясняют об экстремизме и терроризме, о правах и обязанностях, о свободе и ответственности граждан в случае вовлечения в противправную деятельность. Все участники мероприятий получают эту информацию. А мы просим распространять ее дальше – среди родных, соседей, знакомых и особенно среди молодежи. Ведь известно, что именно молодые люди чаще всего из-за незнания попадают под влияние деструктвиных идеологий, не понимают, какую ответственность берут на себя перед обществом и государством, перед своими родными и близкими.
Что проявил мониторинг?
В обществе существует обеспокоенность проявлениями радикализации сознания и поведения, ее разделяют и верующие, и неверующие. Взрослые видят причины и факторы этих явлений, предлагают создавать специальные программы по социализации молодежи, делать более доступными возможности получения образования, профессии, жилья, достойной зарплаты.
Педагоги предлагают усилить ответственность за вовлечение в противоправную деятельность, четче обозначить светский характер образования, ограничить образовательные учреждения от какого бы то ни было влияния религиозных проявлений, начиная от запрета религиозной атрибутики в одежде, и завершая обязательностью требований гражданского повиновения учащихся (уважение к государственным символам, праздникам).
Студенты университетов (религиоведы) готовы сами выступать с информационно-разъяснительными доводами перед сверстниками. Молодежь из числа самозанятых, работающих на рынках, проявляется по-разному: кто-то знает о государственной политике, кто-то слышит о ней впервые, кто-то вообще интересуется, а какие последствия ожидают его, как участника мероприятия.
Руководители некоторых религиозных организаций (их принято считать новыми или нетрадиционными для культурного ландшафта нашей страны) были удивлены тем фактом, что у них проводится мероприятие, заявляя: «Мы — не экстремисты!». Приходилось обращать внимание на то, что учить противодействовать радикальной идеологии должны все казахстанцы, в том числе верующие.
Выяснилось, что в религиозных организациях лучше информированы о готовящихся изменениях в законодательство, чем в светских.
Из 900 участников только один высказал претензии к государству, к светским институтам, рассказав, почему перешел от традиционных взглядов к радикальным настроениям.
Кто, если не мы?
Реализация приоритетов Концепции государственной политики в религиозной сфере будет осуществляться до 2020 года, по ее итогам ожидается укрепление в общественном сознании базовых светских ценностей, достижение в обществе нулевой терпимости к любым действиям, связанным с радикальными и экстремистскими проявлениями. Как этого достичь? Только объединив усилия всех граждан, вне зависимости от возраста, этноса, вероисповедания, места проживания, деятельности.