Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Важно обучить всех граждан противодействовать радикальной идеологии

Алматы. 30 ноября. Как алматинцы относятся к проводимой в Казахстане работе по укреплению стабильности и безопасности в контексте новых геополитических реалий, внутренних и внешних вызовов, рассказывает руководитель Информационно-консультативной группы «Перспектива» Елена Бурова – Zakon.kz.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 28 июня 2017 года подписал указ об утверждении Концепции государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017-2020 годы. Основной целью этого документа является повышение эффективности государственной политики в религиозной сфере, направленной на совершенствование государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, укрепление светских устоев государства и недопущение использования религии в деструктивных целях.

Концепция призвана обеспечить укрепление стабильности и безопасности в Казахстане в контексте новых геополитических реалий, внутренних и внешних вызовов. Для того, чтобы выяснить отношение наших сограждан относительно проводимой в стране в этом направлении работы, Общественный фонд «Информационно-консультативная группа «Перспектива» провел мониторинг мнения населения.

Приоритеты государственной политики

Для начала отметим, в Концепции определены три основных приоритета развития государственной политики в религиозной сфере. Первый приоритет связан с совершенствованием законодательства и регулированием взаимодействия государства с религиозными объединениями. Сейчас эти вопросы обсуждаются, к концу года ожидаются внесения в законодательные акты.

Второй приоритет акцентирует укрепление светских принципов развития государства, поскольку «светское устройство государства – важное историческое достижение народа Казахстана». Раскрытие смысла светскости важно в поликонфессиональном обществе и демократическом государстве, где свобода выбора мировоззрения (не только религиозного, но и атеистического), толерантное отношение к религиозному многообразию должны быть альфой и омегой общественной ментальности. Концепция предусматривает обеспечение гарантированных законодательством прав граждан на свободу совести и уважение религиозных убеждений, а также условий для полноценного функционирования религиозных объединений.

Третий приоритет направлен на развитие системы противодействия религиозному экстремизму и деятельности деструктивных религиозных течений.

В борьбе против терроризма и религиозного экстремизма важную роль играет формирование у граждан иммунитета к деструктивной религиозной идеологии, недопущение деятельности деструктивных религиозных течений, подрывающих национальную безопасность, конституционные основы государства и способствующих радикализации отдельных групп населения.

В этих целях предусмотрено активное привлечение представителей неправительственных организаций, деятелей культуры и спорта к информационно-разъяснительной работе.

Взаимодействие власти и общества

Государственные органы ищут новые форматы сотрудничества с неправительственным сектором, в том числе в деле информирования и просвещения населения по вопросам противодействия радикальным идеологиям. Общественный фонд «Информационно-консультативная группа «Перспектива» завершает проект в рамках государственного социального заказа Управления по делам религий акимата г. Алматы «Организация комплекса мер по разъяснению норм законодательства в области религиозных отношений и противодействия религиозному экстремизму и терроризму». Что предусматривал этот комплекс мер?

Проведение 30 информационно-разъяснительных мероприятий в 15-ти светских и 15-ти религиозных организациях с охватом не менее 900 непосредственных участников. Разработку и обеспечение участников информационно-разъяснительными материалами. Осуществление «обратной связи» с населением, то есть мониторинг мнений по реализации государственной политики в сфере религии, как по действующему законодательству, так и предполагаемым изменениям.

Мы решили провести беседы, семинары в учебных заведениях, услышать спектр суждений от самых разных групп населения.

Для всех и для каждого

Непосредственными участниками мероприятий стали прихожане разных конфессий, священнослужители, учащиеся религиозных и светских учебных заведений, преподаватели колледжей и вузов, врачи и медицинский персонал, родители, педагоги, психологи и администрация школ, население мегаполиса, самозанятые граждане.

Мы встречались с горожанами и гостями Алматы в больнице, в религиозных организациях, в колледжах и в вузах, на рынках, в библиотеке, в институте повышения квалификации. Форматы наших встреч не предполагали чтения лекций, а проводились как диалоги, как обмен мнениями, как консультации по жизненно важным вопросам, в том числе – ожидаемым изменениям в действующее законодательство.

Чтобы прийти в такие разные аудитории и вести диалог на равных, требуется предварительная подготовка. Неслучайно в составе исполнителей проекта – 24 квалифицированных специалиста с юридическим, религиоведческим, философским, политологическим, психологическим, культурологическим, журналистским, филологическим, математическим образованием.

На подготовительном этапе специалистами были разработаны раздаточные и демонстрационные материалы по основным направлениям государственной политики, по действующему законодательству, начиная от Кодекса об административных правонарушениях, в части норм, предусмотренных за нарушения законодательства о религиозной деятельности, до норм Уголовного кодекса о соотвествующей ответственности за противоправные деяния.

Изданные в типографии буклеты и брошюра на казахском и русском языках доступно и наглядно разъясняют об экстремизме и терроризме, о правах и обязанностях, о свободе и ответственности граждан в случае вовлечения в противправную деятельность. Все участники мероприятий получают эту информацию. А мы просим распространять ее дальше – среди родных, соседей, знакомых и особенно среди молодежи. Ведь известно, что именно молодые люди чаще всего из-за незнания попадают под влияние деструктвиных идеологий, не понимают, какую ответственность берут на себя перед обществом и государством, перед своими родными и близкими.

Что проявил мониторинг?

В обществе существует обеспокоенность проявлениями радикализации сознания и поведения, ее разделяют и верующие, и неверующие. Взрослые видят причины и факторы этих явлений, предлагают создавать специальные программы по социализации молодежи, делать более доступными возможности получения образования, профессии, жилья, достойной зарплаты.

Педагоги предлагают усилить ответственность за вовлечение в противоправную деятельность, четче обозначить светский характер образования, ограничить образовательные учреждения от какого бы то ни было влияния религиозных проявлений, начиная от запрета религиозной атрибутики в одежде, и завершая обязательностью требований гражданского повиновения учащихся (уважение к государственным символам, праздникам).

Студенты университетов (религиоведы) готовы сами выступать с информационно-разъяснительными доводами перед сверстниками. Молодежь из числа самозанятых, работающих на рынках, проявляется по-разному: кто-то знает о государственной политике, кто-то слышит о ней впервые, кто-то вообще интересуется, а какие последствия ожидают его, как участника мероприятия.

Руководители некоторых религиозных организаций (их принято считать новыми или нетрадиционными для культурного ландшафта нашей страны) были удивлены тем фактом, что у них проводится мероприятие, заявляя: «Мы — не экстремисты!». Приходилось обращать внимание на то, что учить противодействовать радикальной идеологии должны все казахстанцы, в том числе верующие.

Выяснилось, что в религиозных организациях лучше информированы о готовящихся изменениях в законодательство, чем в светских.

Из 900 участников только один высказал претензии к государству, к светским институтам, рассказав, почему перешел от традиционных взглядов к радикальным настроениям.

Кто, если не мы?

Реализация приоритетов Концепции государственной политики в религиозной сфере будет осуществляться до 2020 года, по ее итогам ожидается укрепление в общественном сознании базовых светских ценностей, достижение в обществе нулевой терпимости к любым действиям, связанным с радикальными и экстремистскими проявлениями. Как этого достичь? Только объединив усилия всех граждан, вне зависимости от возраста, этноса, вероисповедания, места проживания, деятельности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: