Астана. 11 октября. Культы существуют в любой среде, включая психотерапию, политику, религию, духовность; а также бывают такие культы как “один на один”, другими словами — домашнее насилие, где более мощный партнер утверждает свое превосходство и лидерство, часто на духовном уровне. Термин культ является спорным и вызывает все больше вопросов, чем ответов, но подходящий вариант пока не найден.
Роль историй в появление смысла жизни человека – это мощная сила, вне зависимости в секте человек или нет. Бывшие члены культа знают лучше, чем большинство людей власть историй (сказаний). Причина? Потому что каждый, кто был в культе испытал необычайное давление для бесспорного принятия и перенимания ценностей, мифов и поведения, встроенных в истории культовых лидеров, которые рассказывают своим последователям: героические истории о культовых деятелях, прошлое и настоящее; истории создания, пророчества и истории, которые объясняют секреты Вселенной в соответствии с идеологией организации. Смысл, связанный с этими историями, становится смыслом, предоставляемым, а не открываемым членами культа.
Альтернативные интерпретации таких историй – или подверженность противоречивым историям-никогда не исследуются внутри культов, за исключением тщательно контролируемых способов, направленных на укрепление общей идеологической перспективы организации, и для дальнейшего проникновения чувства принадлежности культового члена к его новой “семье”, или и того, и другого. Другими словами, можно сказать, что смысл всего этого состоит из однонаправленного навязывания культа и контроль над содержанием рассказов, коротко замыкающих возможность сотворчества истории: процесс, который происходит, когда рассказывают и слушают свободно и творчески, без скрытого желания какой-либо из сторон для продвижения идеологии или власти.
Никто не может жить без истории и ничто не может существовать без нее. Мы часто задаемся вопросом почему мы здесь, куда мы принадлежим, что мы должны сделать. Такие вопросы никогда не далеки от поверхности, и с небольшой помощью мы можем получить к ним доступ. Этот доступ является более сложным для человека, оставляющего культ, потому что покидающий только что вышел из окружения искаженных властных отношений и структурного неравенства.
Постоянный когнитивный диссонанс – это эмоциональный вызов любому лицу, находящемуся в секте. Когда, например, объяснение цели своей жизни, как определено культовыми историями, человек слышит сильно отличается от цели, которую он представлял преследуя, когда он консолидирует все предрассудки, с которыми он вырос – те, которые предоставляются родителями, друзьями, учреждениями, и другие – он должен найти способ отказаться от последнего и принять первый. Ведь каждый набор историй претендует на одну и ту же жизнь. Если человек позже покинет свой культ, он сталкивается с той же дилеммой в обратном направлении. Как он может вернуть свои истории жизни, когда он только что вложил столько времени и энергии в изменение или отрицание их для того, чтобы углубить свою причастность к культу?
Кроме того, опыт обмана и предательства – в сочетании с истощением и неразберихой, которые возникают в результате того, что иногда проводят годы в унижающих, оскорбительных обстоятельствах, – заставляет надеяться на нормальное функционирование в мире вновь – чрезвычайно сложно. Несмотря на эту проблему, человек никогда не перестанет использовать истории, чтобы создать смысл и искать себя. Хотя верно, что существует бесчисленное множество способов интерпретировать события жизни человека, когда кто-то оставляет культ, он, скорее всего, замешан в том, что описано как повествование «насыщенное проблемами».
Залима Орынбасар
Источник: «Rebuilding the Jigsaw» by Gillie Jenkinson, International Cultic Studies Association Magazine, #2, 2014.