Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Толеби Оспан: Заблудившиеся в поисках истины

Астана. 3 апреля. Традиция, культура и религия – словно сообщающиеся сосуды, берущие исток от истории народа. И понятие традиционная религия по определению означает, что данная вера исповедуется народом не одно столетие, прошло неизбежный и даже нужный процесс ассимиляции в традиции и устои данного народа. Казахский народ издревле исповедует Ислам, придерживаясь ханафитского мазхаба. Но, к сожалению, сейчас нередко слышны голоса противников традиционного вероучения. Отрицая догмы мазхаба Абу аль Ханафи, они сеют смуту, создавая конфликтные ситуации.

Как не допустить геометрической прогрессии опасных для общества настроений с окраской религиозного экстремизма? Какие меры в противовес им предпринимают проповедники традиционной религии, представители единственного в Казахстане аффилированного государством ведомства мусульман -ДУМК? На эти и другие вопросы отвечает представитель Духовного управления мусульман Казахстана в Актюбинской области, главный имам центральной мечети «Нұр-Ғасыр» Толеби Оспан.

– Толеби Дадилулы, сегодня вопросы религии в центре внимания во всем мире. Являясь частью мирового сообщества, Казахстан также ощущает эти процессы. Несмотря на то, что тема, как говорится, «на слуху», немногим известна доподлинная история возникновения деструктивных течений или групп, прикрывающихся исламом?

–На самом деле, история нетрадиционного, скажем так, Ислама, уходит вглубь веков. После смерти Пророка (с.а.с.) некоторые политические группы для достижения своих целей и интересов начали распространять смуту и разногласия. В результате появились своеобразные формирования, которые в дальнейшем отклонились от истинного пути пророка. История гласит, что еще во времена правления халифа Али появились шиитское и хариджитские течения.

Чуть позже хариджитские течения подразделились на Мухакима, Азарика, Наджадат, Суфрия. Объединяло их лишь то, что все они выступали против халифа.

Поэтому халиф Али с целью мирного урегулирования вопроса, несколько раз отправлял к смутьянам своих людей, пытаясь дипломатическим путем сохранить единство мусульман. Однако, хариджиты отвергли все попытки со стороны халифа и принялись причислять мусульман к неверующим, и даже начали убивать невинных людей. Халиф Али пытался разъяснить заблудшим ошибки, донести до них, что они отступили от истинного пути. Но мятежники были непримиримы и тверды в своих ложных убеждениях. Поэтому халиф был вынужден применить силу против тех, кто сеял смуту, чтобы ликвидировать очаг конфликта и опасности для народа.

В настоящее время действия выступающих против традиционного мазхаба напоминают их. Основная причина подобной модели поведения – это недостаточная религиозная грамотность. Нами в мечетях ведется большая работа с населением. С минбаров мечетей, в интернет-пространстве и на различных встречах с населением нами ведется активная разъяснительная работа.

Однако, последователи деструктивных течений не ищут истины. Уверенные в своей правоте, следуя ложным идеалам, они, увы, не хотят ничего слышать. И все же, имамы не перестают наставлять и призывать заблудших на истинный путь. Да, они считают нас своими противниками, но это по-настоящему заблудившиеся люди, несмотря на это, они наши соотечественники. И нам не безразлична их судьба.

– Учения ханафитского мазхаба нам понятны и близки. Но у тех, кто встал по другую сторону, имеется свой взгляд, более того, звучат обвинения в адрес ученых и представителей этой школы…

– Мазхаб – это направление, путь. Иными словами, если они собьют людей с пути, то разве не добьются они своих истинных целей?! С целью сбить человека и ввести в заблуждение в первую очередь они пытаются породить в его сознании сомнение, недоверие и неприязнь. Заблудшие даже прибегают к оскорблениям ученых мазхаба. Все эти действия направлены на введение в заблуждение людей, чтобы оторвать их от устоев традиционной школы и ввергнуть в пучину раздора и сомнения.

– Множество спорных тем были разобраны учеными традиционных мазхабов. Что же в таком случае поддерживает «безмазхабное» течение?

– Имам Шафии написал свой труд, связанный с мазхабом в Ираке. Однако, после возвращения в Египет переписал свою работу с учетом местных обычай и традиций. Более того, книгам были даны названия «Книга старого мазхаба» и «Книга нового мазхаба». Видите, насколько важно учитывать положение и традиции местного населения. С этой точки зрения ханафитский мазхаб был близок к обычаям и национальному сознанию людей. Можно и не пересчитывать факторы, удерживающие безмазхабное течение. Иммунитет к безмазхабности – это любовь человека к своему народу, к родине и стойкость в традиционной вере. Если наша акыда будет явной, поступки мусульман будут уверенными, тогда мы сможем преодолеть существующие недуги и болезни общества.

– В последнее время в Актюбинской области участились события, имеющие религиозную подоплеку. Как бы вы оценили ситуацию в регионе?

– Сегодня религиозная ситуация в Актюбинской области стабильная. На постоянной основе проводится масштабная разъяснительная работа среди джамаата. Организовываются различные общественные и спортивные мероприятия, направленные на укрепление единства общины.

К примеру, недавно когда во Дворце «Жастар» был проведен Маулит. Об интересе горожан говорит тот факт, что в зале не было ни одного свободного места. Народ очень благосклонно и позитивно принимает подобные мероприятия, расходились все в хорошем настроении.

Сегодня можно говорить, что проведенная в 2016 году в Актюбинской области информационно-разъяснительная работа среди населения дала положительные результаты и возможность для изучения существующей проблемы. И работа продолжается.

– В целом, какова возможность вернуть молодежь, которая оступившись, пошла по сомнительному пути? Расскажите о профилактике или работе по перевоспитанию.

– Одним из эффективных методов в этом направлении является установление личного контакта с оступившимися людьми и доведения до них настоящей истины. Иногда безрезультативность разъяснительных работ объясняется слепой убежденностью заблудших в полной «истинности» своей веры и неприятия иных воззрений.

Недавно в Актобе был снят документальный фильм под названием «Оразадағы ойран». В сюжете видеоматериала озвучены слова раскаяния участников террористического акта произошедшего 5 июня 2016 года в г. Актобе. Стоит увидеть это истинное раскаяния людей, осужденных на пожизненное наказание. Тем не менее, их много раз предостерегали о том, что они сбились с верного пути. Однако они отказывались слушать истину и только после совершения терактов, они осознали то, что они были просто марионетками в руках умелых кукловодов.

Несмотря на то, что они очень поздно осознали свои ошибки, за все эти преступные деяния приходится отвечать самим. Несмотря на полное раскаяние, им не спастись от справедливого уголовного наказания. Документальные фильмы о тех, кто сбился с правильного пути, а также спектакль под названием «Есігіңді қаққан кім?» следует чаще показывать нашей молодежи.

Сознательный человек, просмотрев подобные вещи, сам задумается о том, чем могут закончиться его противоправные действия.

– Заболев, мы ищем лекарства, чтобы излечить болезнь. Как и чем можно исцелить хвори духовные? Как уберечь молодежь от пагубного влияния деструктивных течений? Не могли бы кратко разъяснить важность пропаганды и разъяснения ценностей традиционной религии.

– Духовная составляющая состоит из множества факторов. Но важной является приверженность к своим истокам, истории, корням. Национальные традиции и обычаи, айтысы и предания, кумыс и шубат, приветствие невестки старших поклоном и той по случаю обрезания, во всем этом незримо присутствует и сохраняется дух народа, это своеобразные метки национальной идентификации. Они есть у любого уважающего себя народа.

Мы гордимся всем этим, чувствуя себя единой нацией. Однако некоторые люди пытаются вызвать у молодежи отвращение к казахскому естеству, приравнивая эти действия к нововведениям, утверждая, что этому нет места в шариате. Поколение, оторванное от своих корней, своей сущности является легкой добычей для недругов.

Традиционный ислам, которого придерживались наши предки, был всегда жизнеспособен. В страшные времена голода и горьких испытаний он спас предков от различных нечестивых и варварских действий. Поэтому стремление придерживаться и распространять традиционную религию предков имеет важное значение для воспитания подрастающего поколения и светлого будущего нашей страны.

– Спасибо за интервью!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: