Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Семья — основа иммунитета к религиозному экстремизму

Астана. 27 августа. Религиозно-мотивированный экстремизм стал одной из наиболее острых угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства. Как социальный феномен он в целом основан на депривации — обделённости, лишённости человека в чем-либо, отсутствии у негодоступа к различным благам и потребностям: материальным, социальным, духовным, моральным, эмоциональным и другим. Социальная депривация порождает у человека чувстваущемлённости, собственной несостоятельности, озлобленности на всех. Человек с такими комплексами и проблемами во всех своих бедах склонен винить не себя, а других – семью, школу, общество, государство и т.д.

Радикалом, экстремистом не рождаются, ими становятся под воздействием определенных факторов, условий и обстоятельств. Глубинные причины радикализации и экстремизации сознания и поведения человека связаны прежде всего с проблемой его социализации, способности его включиться, интегрироваться в общество, быть «своим» в группе. Истоки социализации формируются в семье — базовой ячейке общества, первичном институте социализации..

По своей значимости социализирующая, воспитательная роль семьи несравнима ни с какими другими социальными институтами. Семья закладывает фундаментальные ценности иидеалы, нормы традиции, основы мировоззрения и поведения, общения, идентичность, на основе которых формируются социально значимые черты личности. Семья дает человеку всё. Она удовлетворяет основные потребности – материальные, моральные, духовные, интеллектуальные, эмоциональные. Именно в любящей и дружной семье закладываются основы духовно-нравственного, трудового, гражданско-патриотического воспитания, на основе которого прививается иммунитет к радикализму и экстремизму.

Вместе с тем семья, в которой отсутствует любовь, внимание, забота, ценностное отношение друг к другу, а есть только равнодушие, постоянные упреки, критика, ссоры, конфликты, родительский диктат, домашний плен и т.д., негативно влияет на человека, разрушает его сознание, психику. Конфликтная, проблемная семья отчуждает своих членов друг от друга, ожесточает, озлобляет, радикализирует их. В итоге она толкает их к поиску альтернативной семьи, альтернативной социализации. Часто новой семьей для индивида становится религиозная группа или религиозная семья. В ней, как и в традиционной семье, есть «родители» («отец», «мать») и «дети». Во вновь приобретенной «семье» неофиты получают «второе рождение», им дают новые имена, внушают идею их избранности и исключительности. О других — непосвященных говорят как о «чужих», «заблудших», «неверных», «врагах». Новая семья изолируется от внешнего мира, ее члены порывают все прежние связи с родными, близкими, друзьями, знакомыми.

Такие «альтернативные» семьи разрушают традиционную истинную семью, семейно-родственные узы, нравственные ценности и устои, пытаются заменить собой подлинную, настоящую семью. Кроме того, они противопоставляют людей другу, делят их на «своих» и «чужих», разжигают фанатизм, нетерпимость, вражду по отношению к инакомыслящим, культивируют вседозволенность, цинизм, аморализм и т.д. В то же время они навязывают обществу чуждые взгляды, идеалы, ценности, интересы, размывают национально-культурную, гражданскую идентичность, патриотизм.

Чем же привлекательна альтернативная религиозная семья? Тем, что она предлагает своим адептам то, чего они были лишены в своей родной семье — любовь, заботу, внимание, поддержку, взаимопомощь, решение всех своих проблем. Также она обещает человеку обретение смысла жизни, познание абсолютной истины и путей самосовершенствования, избавление от одиночества, страданий, «домашнего плена», пристанище для разочаровавшихся людей. Альтернативная семья манит своей твердой организацией, жесткими нравственными и поведенческими правилами жизни, авторитаризмом лидера, претендующего на роль духовного пастыря и т.д.

На самом деле в новой семье, по сути, секте человек попадает в полную зависимость, теряет самостоятельность и независимость. У него происходит трансформация сознания и поведения, деиндивидуализация, стремление к однородности, потеря идентичности — в целом ресоциализация.

Для вовлечения в «семью» используются определенные психологические технологии. Среди них: «бомбежка любовью» — окружение неофита любовью и вниманием; «метод бутерброда» -«эффект присутствия», когда неофит не остается один, с ним всегда кто-то рядом, чтобы он не имел времени критически поразмыслить, где он, что с ним происходит; посвящение в тайны — признание в былых «грехах» с целью вызвать страх и вину за содеянное, шантаж; изоляция от внешнего мира – запрет общаться с другими, не членами секты; отказ от сна как вид духовных упражнений; недостаточное питание как диета для достижения высокой духовности и часть ритуалов; техника, останавливающая мышление — монотонное пение и многократно повторяющиеся действия, которые вводят человека в состояние сильной внушаемости, гипноз и НЛП. Все вышеназванные методы – это методы «зомбирования», «психологического программирования» или «контроля сознания». В результате использования их, с точки зрения медицины, у неофита развивается «зависимое расстройство личности» или впадание в детство.

Итак, духовный иммунитет в отношении любых социальных отклонений, в том числе, против экстремизма и терроризма, формируется, прежде всего, в традиционной крепкой, дружной и любящей семье. Именно такая семья, благодаря культивированию ценностей гуманизма, мира, согласия, взаимопонимания, солидарности, способна противостоять религиозной нетерпимости, фанатизму, радикализму, экстремизму.

Джуманова Г.Ж.

член информационно-разъяснительной группы по профилактике религиозного экстремизма и терроризма «Центра изучения и анализа» Управления по делам религий г. Алматы


 Информационная поддержка проводится в рамках проекта государственного гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив при поддержке Министерства по делам религий и гражданского общества РК» — «Организация службы по информационной работе в сфере религии»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: