Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Горячая линия

+77010222030

Семья навязывает религиозные взгляды. Что делать?

АЛМАТЫ, 18 мая. В Управлении по делам религий города Алматы рассказали, куда можно обратиться, если нарушены ваши права на свободу вероисповедания, пишет informБЮРО.

Казахстан – светское государство, в котором высоко ценится одна из основных человеческих свобод – свобода вероисповедания. Гражданин страны может быть последователем любой религии, кроме, разумеется, запрещённых в Казахстане религиозных организаций. Но нередки случаи, когда семья (родители или муж) начинает навязывать определённые «правила жизни», такие, как, к примеру, ношение платка.

С давлением со стороны родственников будущего мужа столкнулась жительница Алматы Сания (имя изменено). Она рассказала, что родители избранника настаивали на том, чтобы она надела хиджаб и жила по законам шариата. Никакие разумные доводы о том, что ношение платка в принципе не свойственно для казахстанок, не действовали. Молодые люди расстались.

Другая алматинка – Индира (имя изменено) встречалась с парнем, который не выказывал признаков особой религиозности, но когда они поженились, он резко изменился. Начал читать намаз и стал ярым приверженцем одного из ответвлений ислама.

«Муж стал заставлять меня читать намаз, надевать платок и мусульманскую одежду, хотя я не хотела этого. Он приходил в дом к моим родителям и устраивал скандалы и им, побуждая их читать намаз», – рассказывает Индира.

Через некоторое время у пары появился ребёнок, но ситуация не стала лучше, мужчина начал распускать руки. В итоге он заявил, что по совету своего имама решил найти себе вторую жену. Это стало последней каплей, Индира подала на развод.

В этих ситуациях женщины смогли отстоять своё право на свободу вероисповедания. Но ведь есть случаи, когда ношение религиозной атрибутики (это, к слову, касается не только ислама) навязывают с самого детства, когда ребёнок ещё не может анализировать происходящее и критически оценивать ситуацию.

«Если кого-то заставляют носить хиджаб или паранджу, то девушка может обратиться за помощью к нам, – говорит психолог Центра консультации и реабилитации при Управлении по делам религий города Алматы Бауржан Ахметов. – Наша задача как раз и состоит в том, чтобы объяснять, что в Казахстане религия отделена от государства, что человек в первую очередь должен чувствовать себя частью общества, а не быть чужаком. Но также мы работаем и в обратном ключе: объясняем семьям, что хиджаб и борода – это не всегда признак радикализации человека, нужно смотреть глубже, разговаривать, слышать друг друга».

Проблема в том, что представители деструктивных религиозных течений очень часто при вербовке используют методы давления на психику человека, запугивают его, обвиняют в неверии. И даже одежду (тот же самый хиджаб) используют как инструмент подавления воли. Например, когда в школах запретили носить платок, многие вербовщики представляли это как притеснение мусульман, оскорбление исламской веры. Но это далеко не так. Речь ведь идёт об общем запрете на какую-либо религиозную атрибутику, будь-то православная, буддистская или иудейская.

В соответствии с пп. 3, 6 и 7 п.2 ст. 49 Закона РК «Об образовании» родители и иные законные представители обязаны выполнять правила, определённые уставом организации образования, требования, предъявляемые к обязательной школьной форме, установленные уполномоченным органом в области образования и соблюдать форму одежды, установленную в организации образования.  Действующее законодательство Республики Казахстан предполагает применение мер административного наказания в отношении родителей, чьи дети не соблюдают школьную форму.

Важно ещё раз акцентировать внимание на том, что речь идёт не конкретно о хиджабе, а об элементах любой религии в одежде. Поэтому если ребёнка заставляют носить платок, он всегда может сказать об этом педагогам, с матерью и отцом проведут соответствующую беседу, разъяснив действующее законодательство нашей страны.

«Нужно дать ребёнку возможность сделать свой осознанный выбор, – говорит юрист Тимур Джапаров. – Дети не могут чётко понимать, зачем и для чего они носят хиджаб. И родителям необходимо совершенствовать свои знания, изучив юридическую сторону вопроса. Да, запрет на ношение религиозной атрибутики не распространяется за пределы школы, но необходимо понимать, что ребёнок, которого заставили носить такую одежду, может, наоборот, в последующем отказаться от этой религии из-за негативных воспоминаний прошлого. Мы живём в светском государстве, которое даёт возможность мирно существовать 18 конфессиям».

По словам психолога Бауржана Ахметова, если близкие навязывают определённый стиль религиозного поведения, можно попытаться прийти в центр вместе. Чтобы каждая сторона могла высказать свою точку зрения и сесть за стол переговоров. Такая практика зачастую помогает найти общий язык и избежать конфликта.

Если же вы чувствуете, что члены вашей семьи стали последователями радикального религиозного течения, то можно обратиться на горячую линию для женщин по телефону +7(701) 120-05-03.

По словам религиоведа Елнара Берикбаева, в казахском языке нет даже такого слова «хиджаб». Хиджаб никогда не был традиционной одеждой для казашек. Четыре мазхаба ислама говорят о необходимости для женщины закрывать некоторые части тела от посторонних взглядов, но это можно сделать и с помощью обычной одежды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: