Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

ИГИЛ В КАРМАНЕ или почему мы проигрываем экстремистам в сети

«Если и есть что-то, что ФБР ненавидит больше,

чем Усаму бен Ладена, так это то,

когда он начинает пользоваться Интернетом»

Чтобы понять, с чем имеем дело, необходимо привести некоторые данные.

  • Население Земли сегодня составляет 7.5 миллиардов.
  • 3.17 миллиардов людей являются активными пользователями интернета. Они делают 2.3 миллиона запросов в минуту в Google и 6000 твитов в секунду.
  • 2.3 миллиарда людей планеты — активные пользователи социальных сетей. Ежегодно их количество увеличивается еще на 200 миллионов.
  • ДАИШ (или ИГИЛ, запрещенная на территории РК международная террористическая организация) еженедельно выпускает по 1500 качественных медиа-продукта. Их рекламные ролики, обращения и «наставления» разносятся по сети за считанные секунды.

По данным Национального антитеррористического комитета Российской Федерации, в настоящее время в мире действует не менее 5 тысяч интернет-сайтов, активно используемых террористами.

Результат: пятикратный рост  (за последние 4 года) выехавших граждан РК для участия в военных действиях в Сирии.  По официальным данным, сейчас это количество составляет чуть более 500 человек.

Еще столько же, по данным Антитеррористического центра КНБ РК, удалось остановить. 79 человек вернулись домой, побывав на территории ДАИШ на разных ролях, 34 из них привлечены к уголовной ответственности.

Силовики отмечают, что чаще всего первый контакт с вербовщиком происходит через интернет.

В основном жертвами вербовщиков, вопреки стереотипам становятся не маргиналы, а вполне успешные молодые люди.

Добавим события прошлого года в Актобе и Алматы, когда был исполнен призыв зарубежных экстремистских групп к активным насильственным действиям в странах проживания.

Террористическим событиям в г. Актобе предшествовало  обращение в интернете 22 мая 2016 года, в преддверии праздника Рамадан, некоего сирийского «шейха» Абу Мухаммада  аль Аднани. Он на русском языке открыто призывал к вооруженному джихаду. Опасность этого призыва заключалась в том, что от прежних моделей призыва к акциям против правоохранительных структур он пошел дальше и призвал также к насилию против мирного населения светского государства.

Но атак на мирное население должно было быть больше. Силами спецслужб в том же 2016-м предотвращены 12 (!!!!!) терактов.

Директор Образовательно-культурного центра «Салауат» Руслан Иржанов так описывает стратегии ДАИШ в интернете:

«Первая стратегия — «пылесос» — реализует тактику втягивания в орбиту идеологии всех подряд и без исключения потенциальных адептов и сторонников: граждан разных государств, национальностей, представителей разных профессий, мужчин, женщин, а также подростков и  детей.

Потом включается «сеятель», который забрасывает в общую массу «крючки» с наживкой и ждет, кто клюнет.

Стратегия «ИГИЛ в кармане» — опирается на широкое использование современной молодежью гаджетов с выходом в интернет и социальные сети.  Это позволяет идеологам террористической организации активно распространять в интернете свои пропагандистские материалы: видеоролики, видео-проповеди, плакаты, посты, тексты и другие материалы».

Итак. Мы уже ввязались в войну. Сейчас бои идут за ту часть населения, которая еще не определилась в выборе своих предпочтений.

Радикальные группы пока стремятся к концептуальной власти, но, кто знает, что будет на повестке дня лет через десять-пятнадцать?

Под термином «концептуальная власть» имеется в виду власть той группы, которая способна формировать концепцию общественной жизни, внедрить ее в реальный процесс общественного управления, а также корректировать ее по мере необходимости в процессе.

Особенно актуальными для Казахстана являются социальные сети с моментальным распространением любой, а тем более негативной, информации на широкие слои населения.

По данным группы коммуникационных агентств «DentsuAegisNetworkKazakhstan», на начало 2015 года наиболее популярной в РК являлась социальная сеть «ВКонтакте» (3,8 миллиона казахстанцев). Около 2,8 миллиона казахстанских пользователей составляют аудиторию «Моего Мира». 1,9 миллиона казахстанцев пользуются «Одноклассниками». «Facebook» используют около 1 миллиона казахстанцев. «Twitter» используют около 300 тысяч.

Вопрос о молниеносном «заражении» интернета радикальными «вирусами» касается не только Казахстана. На минувшей неделе в Бишкеке (Кыргызстан) в рамках Центрально-Азиатского форума по безопасности собрались эксперты со всего мира, чтобы обсудить ситуацию. А она, мягко говоря, тревожит.

Рафал Рогозинский, директор «SecDev Grupp», Старший Консультант Международного Института Стратегических Исследований (Лондон, Великобритания) в своем выступлении отметил, что необходимо вырабатывать «информационный иммунитет»:

«Нужна «цифровая гигиена». В Кибер-пространстве тоже есть вирусы. Прививки от них должны «ставить» родители, образовательные учреждения, СМИ…

Кстати, СМИ, чтобы нивелировать дезинформацию, распространяемую террористами, должны работать, в буквальном смысле, со скоростью интернета…»

Эксперт предлагает использовать схему работы социальных сетей для борьбы с экстремизмом. По сути, любая социальная сеть — есть ни что иное, как рекламный центр, где собирают информацию о пользователях, чтобы через анализ характера запросов выявить их предпочтения. В конечном счете у вас на странице появится контекстная реклама «specially for you». За такой качественный маркетинг компании платят огромные суммы.

«Эти возможности можно использовать в противовес ИГИЛ, — говорит господин Рогозинский. — Нужно лишь встроить в платформу сайта функцию «раннего предупреждения».

Например, подросток начинает интересоваться террористическими группами в сети. Никто об этом не знает — ни родители, ни друзья. Но знает сервер социальной сети, который давно научился анализу интересов «клиента». Соответственно он и реагирует. Только вместо контекстной рекламы на странице у подростка появятся материалы, разоблачающие ИГИЛ».

Тут уместна аналогия с борьбой дух партий. У кого убедительны не только обещания, но и действия, тот и выигрывает выборы (если в идеале). Нужно сделать все, чтобы наша партия победила.

Казалось бы, все это очень логично. Тогда почему до сих пор мы не работаем по этим критериям?

Возможно потому, что мы привыкли перекладывать ответственность за борьбу с террором на государство, полицию, прокуратуру и других?

По мнению казахстанского политолога Руслана Жангазы, «нужно менять стереотипы и стили реакции на радикальные выпады. Если выявление и пресечение экстремистской и террористической деятельности — это прерогатива силовиков, то с предупреждением этих явлений вполне могут справится НПО и научное сообщество».

Действительно, в интернете вербуют наших детей, а не государственных. Не нужно ждать, пока процесс станет необратим.

ПРО ДЕТЕЙ нужно сказать отдельно. различные институты изучают уже много лет, в каких отношениях подростки находятся с обществом, государством, правоохранительными органами.

Почему никто не спросит, какие отношения у них в семьях??? Ведь характер человека формируется в процессе воспитания и фундаментируется уже в 5-7 лет.

На протяжении всей жизни человека он будет «серым кардиналом» большинства решений взрослого человека.

А что мы имеем в сфере воспитания?

Как мы учим детей критическому мышлению? — НИКАК!

Как ведется работа с родителями? — НИКАК!

Максимум — это 45 минут, посвященных экстремизму на уроке религиоведения в школе. И то я не берусь ответить за качество информации.

Как правильно сказал Икболжан Мирсайитов, Старший советник Международной организации «Поиск общих интересов — Кыргызстан», «в школах перестали давать знания, дается лишь информация».

А ведь элементарная психологическая грамотность способна решить едва ли не половину проблем, связанных с девиантным поведением!

В общем, эту войну одним кликом не выиграть. Нужна общая цель, хорошая концепция, конкурентоспособная информационная политика.

Нужны подготовленные «войска» и с тактической стороны, и с точки зрения «вооружения».

Нужен единый ситуационный центр, где будут не только выявлять опасный контент, но и оппонировать противнику. Качественно, понятно, с красивой подачей. Где вместо «контр» мер будут альтернативные. Где нашу молодежь, наконец, из «уязвимой» переведут просто в «не услышанную». Где будут созданы идеалы, мотивирующие «перейти» на сторону здравомыслия.

Юлия Денисенко

Источник: Yvision

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: