Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

В Казахстане активно ведут работу по реабилитации боевиков

АСТАНА, 25 декабря. В Казахстане изучают зарубежный опыт и рассматривают примеры успешной реабилитации, чтобы понять, как быть с осуждёнными за насильственный экстремизм, в том числе вернувшимися из Сирии, пишет StanRadar.com.

По данным заместителя министра иностранных дел Казахстана Ержана Ашикбаева, с начала 2011 года около 500 казахстанцев, включая жен и детей боевиков, уехали воевать в Сирию на стороне боевиков «Исламского государства» (ИГ).В последние два года отток практически прекратился. Напротив, после поражения ИГ осенью 2017 года многие из них начали возвращаться на родину.

Офис программ Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Астане 4–5 декабря провел семинар по работе с осуждёнными за насильственный экстремизм, включая возвращающихся иностранных боевиков-террористов и их семьи. Мероприятие было организовано для 20 представителей силовых структур – Комитета национальной безопасности (КНБ), Министерства внутренних дел, Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре, Министерства общественного развития и представителей гражданского общества.

Британские эксперты поделились эффективными методами реабилитации возвращающихся боевиков-террористов и их семей.

«Особое внимание было уделено способам работы с гражданским обществом и программам вовлечения [в процесс реабилитации] жён и детей возвращающихся боевиков-террористов», – говорится в сообщении ОБСЕ от 12 декабря.

Жёсткое отношение к экстремизму

Власти заняли принципиально жесткую позицию по отношению к боевикам и сторонникам экстремистской идеологии.

В июле 2017 года президент Нурсултан Назарбаев подписал закон, лишающий гражданства Казахстана за совершение терактов и участие в деятельности террористических организаций.

Специалист Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Андрей Гришин сказал, что по отношению к гражданам, возвращающимся из Сирии, государство действует привычными методами – максимально жёстко.

Гришин также сказал, что жены и дети участников конфликта находятся под наблюдением властей, а специалисты проводят с ними работу по реабилитации и социальной адаптации обратно к условиям казахстанского общества.

Особое беспокойство вызывает появление строгих или радикальных интерпретаций ислама.

Салафиты, называющие себя последователями «чистого» ислама, представляют самую многочисленную группу сторонников нетрадиционного ислама в Казахстане. Она насчитывает примерно 19 тыс. человек .

Некоторые радикально настроенные салафиты поддерживают идеи «джихада» против тех народов и правительств, которых они считают врагами ислама.

К примеру, некий Аскар из города Жезказган Карагандинской области уехал воевать на стороне ИГ в Сирии. Он называл себя салафитом.Его отец Мухамбеткали два раза ездил к нему и пытался уговорить вернуться на родину, но тщетно. Впоследствии Аскар был убит, а его дети остались в Сирии. Их точное местонахождение, как и то, живы ли они, неизвестно, сообщает РС, добавляя, что Аскар – не единственный последователь салафизма из Жезказгана, уехавший в Сирию воевать за ИГ.

Возвращение к традиционному исламу

Хотя подобные примеры демонстрируют опасность экстремизма, другие казахские салафиты говорят, что пытаются вести мирную, традиционную жизнь.

Мужчина из западного города Актау, который много лет живет и работает в Алматы, на условиях анонимности сказал «Каравансараю», что он – мирный салафит.

«Наш принцип – не вступать в конфликт с правительством. Мы живем своей жизнью и никого не трогаем», – сказал он.

По данным казахстанского общественного объединения «Контртеррористический комитет» (КТК), не все мужчины, демонстрирующие религиозную атрибутику, такую как бородки и короткие штаны, являются экстремистски настроенными последователями салафизма.

«Выяснилось, что 80% из них – просто заблудшие люди с поверхностными знаниями», – сказал глава КТК Аманжол Уразбаев, добавив, что тех, кто называют себя салафитами, можно вернуть в традиционный ислам с помощью лекций и разъяснительных бесед с имамами.

«Они с радостью воспримут новые знания о традиционной религии», – заверил эксперт,- «Оставшиеся – это те, кто осознанно стремился расширить свои знания об идеологии альтернативных течений, слушали лекции известных лидеров»

Уразбаев отметил, что среди женщин, в том числе жён боевиков, также немало тех, кто подвержен убеждениям, навязанным радикальными течениями.

«С ними тоже идёт реабилитационная работа, хотя это сложный процесс – за одну или две встречи невозможно вернуть их в традиционный ислам», – говорит он, — «В то же время, с женщинами легче работать, потому что они увидели весь негатив, который творится в Сирии, куда они поехали за красивой сказкой».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: