Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Война за веру

Распад СССР, глобализация привели к тому, что даже небольшой город на Урале оказался тесно связанным с мировыми политическими процессами. Об этом корреспондент «Аргументы и факты» побеседовала с Павлом РАХШМИРОМ, известным учёным, доктором исторических наук, который почти 30 лет заведует кафедрой новой и новейшей истории Пермского университета.

— Сегодня говорят о широком распространении экстремистских настроений в мире. Россия, да и наш край, к сожалению, не остаются от них в стороне. С чем это связано?

— Считаю, что во многом это следствие глобализации. Либералы надеялись, что глобализация решит все проблемы, а она, по-моему, их создаёт. Расизм, национализм, внутренние усобицы — это тоже её эффект. Недавно на занятиях с магистрами я порекомендовал им почитать труды политологов Френсиса Фукуямы и Сэмюэла Хантинг­тона. Первый после падения Берлинской стены говорил, что вот сейчас наступит эра благоденствия, многие противоречия в мире будут сглажены. А вот второй предсказал, что глобализация — отнюдь не елейный процесс. Произойдёт столкновение цивилизаций. И действительно, оказалось, что культуры народов могут отличаться настолько сильно, что людям очень сложно найти общий язык.

Для современного мира характерны небывалые прежде иммиграционные волны. В бывшие империи (а СССР тоже можно, по сути, так назвать) постоянно прибывают люди из входивших в них стран и бывших колоний. К нам активно едут выходцы из государств, где распространён религиозный экстремизм.

— Почему именно религия стала почвой для подобных настроений?

— Основные различия между странами, которые столкнула друг с другом глобализация, находятся именно в культурной и духовной сферах. Ярче всего сказываются экономические различия. Однако именно культурные, а особенно религиозные, становятся препятствием на пути сближения народов. Уверен, что религия должна примирять людей, а не разжигать рознь между народами. Те, кто готов воевать за веру, больше всего религию и компрометируют. Но такие люди этого не понимают.

Нужно разобраться

— В Перми против пользователя соцсети возбудили уголовное дело за экстремистские высказывания. Правильно ли это?

— Экстремиста видно нево­оружённым глазом. Есть много такого, что настолько очевидно, что не нуждается в доказательствах. Однако судить нужно не только по взглядам, но и по деяниям. Одно дело привлекать за высказывание, а другое — за реализацию. Надо понимать — либо вы со зла грозитесь убить, либо действительно убиваете. Есть разница.

Определение того, что считать экстремизмом, — задача непростая. В данном случае нужен серьёзный научный анализ. Сейчас, например, в политической полемике оппоненты огульно называют своих соперников то фашистами, то нацистами, что далеко не всегда соответствует действительности. Не каждый экстремист обязательно является фашистом, но каждый фашист — это совершенно точно экстремист. Стоит также учитывать, что экстремизм бывает различного типа. И возникает на разной почве: национализма, расизма, религии и всякого рода фобий.

Нельзя допускать, чтобы это превращалось просто в ругательство. Нужно выработать чёткую терминологию, которую в случае необходимости можно будет использовать в суде.

Источник: Perm.aif.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: