Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Горячая линия

+77010222030

ВОЙНА В ГОЛОВЕ или как распознать террориста. ЧАСТЬ 1

АЛМАТИНСКОГО СТРЕЛКА СНАЧАЛА «РЕАБИЛИТИРОВАЛИ»

Астана. 7 июня. Война начинается не с выстрелом из автомата. Сначала она рождается в голове, и только потом приобретает физическую форму. Значит, это, в первую очередь, борьба идеологий. Но ошибочно полагать, что это религиозные идеологии. Если экстремистская группа ставит перед собой в качестве целей власть и деньги, то она, однозначно, имеет политический контекст.

А подготовка адептов ведется с помощью психологических техник манипулирования сознанием. После профессиональной обработки перед Вами другой человек. Он готов лицемерить, грабить, убивать, если это выгодно организации. Места лишения свободы этого не меняют. К сожалению, до сих пор колонии в большинстве своем работают под лозунгом «отомстить», а не «исправлять».

Например, по заявлению профессора ЕНУ им. Гумилева Асылбека Избаирова, печально известный «алматинский стрелок» числился «полностью реабилитированным». Пока ни одно НПО, занимавшееся профилактикой в той колонии, где отбывал наказание Кулекбаев, официально не взяло на себя ответственность за эту фатальную «галочку» в отчетах.

Региональный директор PRI Азамат Шамбилов отмечает, что места лишения свободы являются благоприятной вербовочной средой для приверженцев насильственного экстремизма, в связи с чем работникам исправительных учреждений и органов УИС необходимо обладать достаточными профессиональными знаниями и умениями в данной сфере деятельности.

В рамках прошедшего недавно в Астане Национального Форума по «Вопросам радикализации заключенных и противодействия насильственному экстремизму в тюрьмах Казахстана» Международная тюремная реформа в Центральной Азии (PRI) презентовала уникальное исследование личности террориста.

Исследование позволило раскрыть не социальный (пол, возраст, семейное положение, профессиональный статус), а психологический портрет личности лиц, совершивших преступления на почве радикализации. Причем акцент сделан на качества, которые остаются неизменными в течение жизни — инстинкты и характер.

Анализу подверглась и высшая степень психологической деятельности человека — мышление. Это, в свою очередь, позволило выявить, как эта категория лиц воспринимает себя, свой жизненный опыт и осознает собственные чувства; как они осуществляют критический выбор, проявляют чувство ответственности.

Оценку результатов проводила триада экспертов:

Денисенко Юлия Олеговна — магистр социальных наук по специальности «религиоведение», консультант по влиянию и противодействию социально-психологическому манипулированию в деструктивных группах. Имеет квалификацию судебного эксперта с правом производства судебной экспертизы по специальностям «психолого-филологическое исследование» и «религиоведческое исследование».

Дудко Валентина Анатольевна — кандидат психологических наук, доцент психологии, автор 53 научных публикаций по вопросам родительско-детских отношений, личностного самоопределения, закономерностей развития характера и морального сознания.

Колесникова Екатерина Ивановна — кандидат психологических наук, доцент психологии, автор 157 научных публикаций по вопросам управления персоналом, саморегуляции в поведении.

По результатам исследования у осужденных, отбывающих сроки за преступления, связанные с экстремизмом и террористической деятельностью, выявлены следующие характеристики:

— в большей степени им свойственно деструктивное поведение: обвинение других; нежелание жить, поскольку все плохо, бесполезно и однотипно. Такую пессимистичную картину восприятия себя, бесспорно, может «украсить» радикальная идеология, которая прививается посредством внешней пропаганды.

— у 82% людей этой группы слабо выражены мыслительные функции.

— им свойственно в своих неудачах винить других, оправдывать свои действия какими-либо обстоятельствами. Их изворотливость приводит к тому, что они не имеют границ допустимого, поэтому не представляют ту черту, которую нельзя переступить, не потеряв достоинства.

— для них естественно воспринимать другого человека как средство, которое может и должно удовлетворять их потребности.

— свой интеллект часто используют в целях манипулирования, шантажа, расчета и обмана. После того, как получат выгоду, переступают и идут дальше.

— им характерно равнодушие к другим, безразличное отношении к критике, склонность в распространении слухов. Часто встречающимися признаками можно назвать: грубость, вспыльчивость, нетерпимость, подозрительность, безответственность, пассивность, пессимизм, злорадство, безынициативность, хитрость, лживость.

— часто стремятся к чрезмерному почтению и послушанию для того, чтобы понравиться другим и избежать наказания, то есть могут в условиях колонии очень хорошо притвориться исправившимися.

— им совсем несвойственно быть организованными, поэтому они больше всех нуждаются в контроле, сопровождении и воздействии со стороны других. Их пассивное отношение к происходящим событиям и деятельности является главной причиной снижения у них бдительности и повышения ведомости. Отсюда возникает желание примыкать к какой-либо группе.


«НЕ ПОДЛЕЖАТ ИЗМЕНЕНИЮ», —

Да, именно такой вывод сделали эксперты. Потому что инстинкты и характерологические свойства (не путать с мыслительной деятельностью — о ней ниже) являются врожденными и приобретенными в семье до семи лет.

Среди характерных особенностей данной категории лиц выявлено сильное влияние религии. Но в связи с тем, что шкала экзистенции (мышления) у этих респондентов очень низкая, можно предположить, что данная особенность ИМЕЕТ ДЕСТРУКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР. Это, в свою очередь, не приносит удовлетворения от своей жизни.

Низкий уровень мышления обусловлен в том числе контролем сознания со стороны идеологов экстремизма.

При этом человек чувствует себя вполне нормально и не понимает, что его искусственно отторгают от семьи, привычной социальной среды, работы, заставляют сосредоточиться на своей идее. Используя систему запретов, проявляющихся в контроле поведения, эмоций, мышления и информации, в радикальной группе создают условия для практически полной остановки мыслительных процессов за их ненадобностью. Таким образом, формируется зависимый тип личности, движимый только эмоциями.

ГДЕ ВЫХОД?

До недавнего времени многим грезилось, что тем самым ключиком к исправлению могут послужить представители традиционного духовенства, то есть имамы.

Действительно, они могут быть очень полезны, но только после того, как будут вновь запущены мыслительные процессы, особенно критическое мышление.

На начальной стадии работы, даже в рамках частичной реабилитации или де-радикализации (так называемого «перевода на умеренные позиции в религиозных воззрениях»), уровень мышления людей, зараженных идеями насильственного экстремизма, не позволяет воспринимать суждения на высокие духовные темы.

«Включение» сознания — процесс долгий и трудоемкий. И должен в обязательном порядке сопровождаться профессиональными психологами, а в ряде случаях и психиатрами.

Иначе, боюсь представить, сколько еще «Кулекбаевых» нам предстоит встретить на свободе…

 Юлия Денисенко

ОЮЛ «Ассоциация центров исследования религий»

Источник: Yvision

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: