Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Горячая линия

+77010222030

Влияние деструктивных религиозных идей идет на спад

Астана. 11 июня. Почти год назад в Казахстане была утверждена Концепция государственной политики в религиозной сфере, рассчитанная на ближайшее пятилетие. В этой связи мы решили провести небольшой промежуточный анализ того, что было сделано за минувший период.

Важно понимать, что концепция – это своеобразная система взглядов на отношения государства и религии. Строится она на трех главных задачах: первая – совершенствование законодательства в религиозной сфере, вторая – укрепление светских принципов развития государства, и третья – общегосударственная система противодействия идеологии религиозного экстремизма и нейтрализация деятельности деструктивных течений.

Что касается реализации первой задачи, то буквально на днях мажилис парламента РК на пленарном заседании одобрил во втором, окончательном чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений». Как известно, идеологическую основу этого документа составила как раз таки Концепция государственной политики в религиозной сфере.

Данный законопро­ект предусматривает 53 изменения и дополнения в 12 законодательных актах (3 кодекса и 9 за­конов). Его целью явля­ется совершенствование государственно-конфес­сиональных отношений, конкретизация прав и обязанностей субъектов религиозной деятель­ности, а также регулиро­вание религиозной сфе­ры.

В целом вносимые изменения по смыслу и содержанию можно разделить следующим образом: поправки, на­правленные на обеспече­ние верховенства прин­ ципов светских основ государства, недопуще­ние распространения в обществе идеологии ре­лигиозного радикализма и экстремизма; поправки по определению компе­тенции государствен­ных органов; поправки по определению ответ­ственности и гуманиза­ции административного законодательства.

В процессе подго­товки документа были изучены мнения и пред­ложения самих граждан, представителей непра­вительственных органи­заций, религиозных объ­единений, государствен­ных органов и эксперт­ного сообщества, а также учтен международный опыт. Такое широкое обсуждения позволило найти консенсус по мно­гим спорным вопросам, в том числе по ношению религиозной одежды в государственных уч­реждениях, особенно в школах.

Инициаторам этой непростой дискус­сии все-таки удалось до­нести до большей части населения, что никаб, чадра, паранджа, бала­ клава и даже хиджаб, не являются типичными или исторически тради­ционными для жителей нашей республики.

Бо­лее того, в таких одея­ниях (за исключением хиджабов) невозможно идентифицировать лич­ность. Как отмечают экс­перты, наши граждане стали понимать и объ­яснять своим детям, что нельзя бездумно копи­ровать традиции чужих стран, когда у нас есть свои собственные.

Это не только тянет обще­ство в средневековье, но и создает серьезные угрозы общественной стабильности и безопас­ности казахстанцев. И вполне закономерно, что государство стремится оперативно реагировать на вызовы времени и принимать надлежащие контрмеры.

Такая же активная разъяснительная работа ведется в двух других на­правлениях Концепции. Причем она выстроена таким образом, что го­ сударство по-прежнему не вмешивается в кано­нические и культовые вопросы духовенства, что является одним из главных принципов светскости.

Самое главное в этой деятельности, по словам специалистов, то, что все меры по идеологическо­му и информационному противодействию де­структивным религи­озным течениям пред­ принимаются сообща.

К примеру, была создана специальная Межве­домственная комиссия при правительстве, ко­торой удалось усилить безопасность вокруг культовых учреждений и выстроить постоянный мониторинг каналов рас­пространения религиоз­ных материалов.

Кроме того, с августа прошлого года Мини­стерство по делам ре­лигий и гражданского общества совместно с Генеральной прокура­турой и Министерством информации и коммуни­ каций реализуют проект «Кибернадзор», в рамках которого, помимо мони­торинга интернет-ресур­сов, проводится религи­оведческая экспертиза книжной и печатной продукции.

Важно также напом­нить о совместной рабо­те МДРГ с Министер­ством внутренних дел, благодаря которой была создана специальная служба реабилитации осужденных за престу­пления экстремистско­го и террористическо­го характера на основе проектного подхода к работе с группами риска.

Основным его партне­ром в этом направлении стал Информационно-разъяснительный и ре­абилитационный центр «Акниет» , который проводит работу среди осужденных за религи­озный экстремизм и с членами их семей.

Всего по стране сей­час действуют 250 спе­циальных информаци­онно-разъяснительных групп, объединяющих более 3,5 тысячи чело­век. За прошедший пе­риод они провели более 17 тысяч мероприятий с охватом в несколько миллионов граждан.

Отдельно стоит ска­зать о полноценных службах психологи­ческой реабилитации, которые действуют в сложных регионах стра­ны. Их работники про­водят личные встречи с лидерами и активистами деструктивных течений. Кроме того, они органи­зуют лекции и семинары для правоохранитель­ных органов и акиматов.

Это, в частности, такие организации, как «На­сихат» в Акмолинской области, «Ансар» в Ак­тюбинской, «Шапағат» в Атырауской, «Нұрлы Білім» в Карагандин­ской и другие.

В результате этих мер в 2017 году, по не­которым данным, 125 казахстанцев вернулись из сирийско-иракской зоны, 57 из них были осуждены. Кроме того, были сорваны или бло­кированы намерения 91 гражданина РК к выезду за границу для участия в боевых действиях на стороне международных террористических орга­низаций.

В целом, как счита­ют эксперты, благодаря этим и другим меропри­ятиям, реализованным в сотрудничестве госу­дарственных органов, неправительственных организаций и религи­озных объединений вли­яние деструктивных ре­лигиозных идей в стране постепенно снижается.

Конечно, еще многое предстоит сделать, но главное, что работа в этих направлениях на­чалась и уже четко вы­строена как в законода­тельном плане, так и в практическом.

Автор: Светлана Борисова

Источник: Central Asia Monitor

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: