Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Горячая линия

+77010222030

Национальные традиции казахов тесно переплетены с религией Ислам — имам

© Лобанов Игорь Александрович.

АСТАНА, 15 ноября. Разные взгляды на религию стало головной болью народа со времени получения независимости. Появляются люди опровергающие традиционный путь, который как наследие передается от отца к сыну. Как на этом фоне ведется борьба с религиозными течениями? Какие изменения произошли за 27 лет? Эти и другие вопросы мы задали главному имаму Центральной мечети города Алматы, известному кари Еркинбеку Шокаю. Наш сегодняшний герой расскажет о религиозной ситуации в стране, о нетрадиционных религиозных течениях. Также он не забыл упомянуть об их основных признаках и как не попасть в их сети.

– Где вы получили религиозное образование? Как стали кари?

– Воспитание, становление человека как личности связаны с местом откуда он родом. Мое детство пришлось на период приобретения независимости. Когда я учился в 6-ом классе, сельский имам пришел в школу и рассказал, что обучает арабскому языку, религий. 20-30 детей записались к нему на учебу. У меня был большой интерес к изучению религии. До окончания школы я учился у этого имама. Потом по совету имама поступил в медресе Арыстан баб в городе Шымкент. В медресе был учитель Корана кари Камильжан. Этот человек разглядел во мне способность заучивать и пригласил в свой центр заучивания Корана. Я проучился там 3 года и полностью выучил Коран. Но тогда я не понимал его смысл, так как не знал арабский язык. Однако я мечтал получить образование в арабских странах, чтобы достичь уровня понимания и толкования выученных аятов. Моя мечта сбылась и Аллах дал мне возможность учиться в Ливане в университете Триполи на факультете «Шариат. Исламское право». Во время обучения в университете я параллельно изучал кираат — различные виды рецитации Корана. Таким образом, к окончанию университета я получил иджаза Корана, то есть достиг чтения Корана как научил этому Пророк (да будет доволен им Аллах и приветствует) и получил на то официальное разрешение. По возвращению на родину служебную карьеру начал в Астане в качестве научного сотрудника Президентского Культурного центра. Учился на магистратуре в Евразийском национальном университете по специальности «Религиоведение» и защитил диссертацию на тему «Вопросы диалога в Коране». После отработал около 7 лет. Сейчас учусь на 3-курсе докторантуры Египетского университета исламской культуры Нур-Мубарак. Пишу диссертацию по актуальной на сегодняшний день теме — такфиризм.

– Как вы оцениваете нынешнюю религиозную ситуацию? Какими мы были? Какие мы сейчас?

– Сказать по правде, религиозная ситуация была крайне сложной. Мы жили в Советской эпохе. Всем известно как ограничивалась и подавлялась религия. Специалисты как учителя, врачи и строители подготавливались беспрерывно, а систематического образования религиозных специалистов не было. Когда распался Советский союз, мы остались в религиозно-духовном вакууме. Этим хорошо воспользовались различные миссионеры из зарубежных стран как арабские страны, западные государства, Индия, Китай. Они потянули в разные стороны народ, который не успел опомнится и чуть не лишился своей религии. Однако Закон о религии принятый в 1992 году был изменен в 2011 году в соответствии с новыми реалиями. Было основано Агентство по делам религии. После этого началось религий уделяться внимание на государственном уровне. Мы начали подготовку квалифицированных специалистов религиоведов, имамов. Например, в университет Нур-Мубарак последние 7-8 лет стали выделятся государственные гранты на бакалавриат, магистратуру и докторантуру. Это способствует разрешению, регулированию запутанного религиозного вопроса в нашей стране. Сейчас наблюдается повышение религиозной грамотности населения по сравнению с 5-10 годами ранее. Деструктивные религиозные течения не занимаются своей деятельностью свободно как раньше, только в рамках закона. Наблюдается осторожность с их стороны. Я уверен в улучшении ситуации, если мы будем продолжать работу в этом ключе.

 – Вы были руководителем Управления по делам религий в Атырауской области. Наши соотечественники из западных регионов очень насторожно относятся к религий. Какова была ситуация когда вы там работали? Что вам удалось там изменить?

– Наша деятельность в Атырауской области началось в трудное время после террористических происшествии 2011 и 2012 года. Это было время, когда большую часть джамаата мечети состовляли люди салафитского течения, они жили с очень агрессивным настроем и были готовы воплотить в жизнь свои намерения. Они не слушали проповедей имамов, выступали против, когда речь шла о мазхабе Абу Ханифы, Акыды Матуриди. Они настолько были уверены в своем влиянии, что считали …
влиянии, что считали религиозную ситуацию в Атырауской области подвластным себе. Учитывая все это мы взялись за множество проектов. В первую очередь мы начали работу с джамаатом мечети. При поддержке Бакыткожа Измуханбетова, главы области на тот момент, десятки образованных, грамотных специалистов с точки зрения религий и традиций проводили в мечетях разъяснительные, проповедческие работы. Людей, которым не нравились такие разговоры наши специалисты приглашали на беседу и доказывали свою правоту приводя в пример по 4-5 хадисов в ответ на их один хадис. В это же время наш ученый Ерсин Амире организовал диспут с одним из салафитских лидеров Октамом Заурбековым.
Эта дискуссия произвела впечатление не только на мусульман Казахстана, но и стран СНГ. Татары, узбеки, кыргызы тоже слушали и оценили его. Таким образом, братья из других течений, которые выступали против наших имамов за полтора года изменили свои взгляды. Стали остерегаться лишних слов и вопросов. Это все — результат грамотной работы в регионе. В 2013 году по поручению заместителя акима Шынгыса Мукана в областном драматическом театре имени М.Утемисулы впервые был поставлен спектакль на религиозную тему «Хақ жолы». Сценарий написал директор театра Асылбек Ихсанов. Агентство по делам религий в Астане дало положительную оценку. После этого появилась идея использовать возможности театра, искусства в  борьбе с деструктивными течениями. Потом и «Өнер қырандары» предложили свое представление на эту тему. Вскоре первый раз в отечественной истории мы сняли телесериал на религиозную тему «Өмірзая», которая состояла из пяти частей. Там показана борьба между добром и злом. В результате братья с других течении перестали препираться как раньше, стали относиться с уважением, и если есть возможность, то и вовсе избегать слов. Плюс к этому, мы открыли типографию при государственном учреждении, начали тиражировать свои религиозные книжки по 200-300 тысяч экземпляров и распространять по области.

– По каким признакам можно отличить деструктивные течения? Куда должны обратиться люди, которые хотят спасти своих родных от других религиозных течений?

– Говоря о посторонних религиозных течениях, я предпочитаю обращать внимание на сознание человека, нежели внешним атрибутам. К сожалению, иногда мы боримся с бородой, одеждой, с короткими штанами. Если покапаться поглубже, отрастить бороду таким образом ему велел разум. Укоротить штаны его заставила вера в сердце. Поэтому в первую очередь надо работать с верой, с соображениями человека. Если один человек пошел на поводу религиозного течения, меняются его отношения с окружающими людьми. Он начнет опровергать нашу веками укоренившуюся религиозную позицию — мазхаб Абу Ханифы, акыду Матуриди, деятельность Духовного управления мусульман Казахстана, слова имамов. Они не желают слушать имамов и им не нравятся кто их поддерживает. Потому что в их разум, в первую очередь, впитывают понятие противоположное работе в мечети, имамам, духовному управлению. Если вы подозреваете родственника в обращении к какому-либо течению, спросите у него про мечеть и имамов. После начнется расколы в отношениях с семьей. Например, когда мы были в Атырау один состоятельный человек пригласил нас в гости. Его сын, который вырос в изобилии, перешел в нетрадиционное религиозное течение. Парень сопротивлялся, когда его хотели отвезти в мечеть. Поэтому меня пригласили в гости домой и позвали парня за стол. У парня нехорошие отношения с родителями, он не уважает их, толком не разговаривает. Почему? Потому что, его родители, родственники не в его вере. Хотя парень сел к нам за стол, он не стал кушать. Он рассердился на отца за то, что он пригласил меня, сказал что не собирается меня слушать и встал со стола. Отец не смог удержать своих слез. По его словам, уже 2-3 года его сын не садится с семьей за стол. Когда все встают со стола, он оказывается сам готовит себе еду и ест в одиночестве. А по нашей религии, даже если по нашей религии, даже если родители другой веры, необходимо быть с ними в хороших отношениях, обхаживать их, не обижать. Эти две проблемы служат доказательством того, что человек начал заблуждаться в религий. Чтобы предотвратить этого, родители должны каждый день следит за ребенком. Как принято рассматривать тяжелую болезнь в несколько этапов, мы можем разделить травление деструктивным течением в четыре этапа. В первых двух этапах возможность вернуть человека назад высокая. Когда ребенок только начинает изучать религию, слушать проповеди, читать книги, если указать ему на неверность пути, он может остановиться. А если он уже перешел на третий, четвертый этап и закрепил на уме слова представителей течения, верит что «другие ошибаются», вернуть его крайне сложно. Что бы не говори ему, он не будет воспринимать. Поэтому надо принимать меры сразу же как вы заметили признаки. Для этого всегда нужно следить за тем, с кем общается ребенок, кого слушает.

– Распространению этих течений большое влияние оказывает интернет. Большинство со своими вопросами обращаются в «гугл», нежели религиозному специалисту. А там столько информации. Для религиозно неграмотного человека сложно отличить что правильно, а что нет. В этой связи, какие книги вы советуете читать, чьи лекции слушать?

– Министерство общественного развития, Духовное управление мусульман Казахстана проводит через религиоведческую экспертизу все религиозные материалы. Поэтому нужно читать работы, которые получили положительное заключение министерства, Духовного управления, разрешены читать, распространять на территории страны и не противоречат законодательству. В особенности в первую пору, когда человек только обратился к религии. Потому что, он еще не отличает добро от зла, плохое от хорошего. А различные книги может читать только специалист. Так как у него есть образование, религиозный фильтр. А что касается проповедей, правильно будет слушать лекции проповедников духовного управления как Ерсин Амире, Бауыржан Алиулы, Арман Куанышбаев, Ризабек Батталулы и других ученых.

– В мечетях открыты курсы религиозной грамотности. Однако народ не совсем доверяет им. Мы слышали, как говорят «ходил на такие курсы, и вошел в другое течение». Насколько контралируются такие курсы?

– Курсы религиозной грамотности в мечетях проводят обучение по специально-утвержденной программе ДУМК. Агитация иного мнения, другой веры там невозможна. Потому что учителя на данные курсы утверждаются только после экзамена отборочной комиссии Духовного управления. Это контралируется на высшем уровне. Но люди, которые ходят на курсы могут разговорится с прихожанами мечети с других течений (ведь мечеть открыта для всех), пойти за ними и оставить курсы религиозной грамотности. Потом люди думают «вот он пошел на эти курсы, а потом сбился с пути». Поэтому, если родители отдают ребенка на курсы, пусть смотрят за ним. Ребенок зашел на уроки и сидит с учителем или же или же общается с другими людьми? А взрослые люди, которые пошли на курсы грамотности, должны получать знания только у надежного учителя. Все дело в самом человеке. Есть выражение «Будь в себе уверен, не суди соседа». Если человек устойчив, он не собьется с пути в мечети. Многие люди первый раз приходят на Джума намаз. Они еще не знают как читать намаз. Вот такие люди могут пойти на поводу других течении, мы после Джума намаза проводим семинары по обучению намазу. Кто хочет научиться совершать намаз, могут остаться после Джума намаза; если хотят получить знания поглубже, могут без опасения приходить на курсы.

– В регионах страны до сих пор не хватает грамотных спеицалистов. Почему эта проблема все еще не нашло свое решение?

– Мы не занимались подготовкой духовных специалистов в Советском союзе. Лишь незначительное количество людей получили образование в Арабском медресе в Бухаре, в Исламском университете Ташкента. Мы взялись за подготовку кадров только после приобретения независимости. Невозможно за 20-30 лет полностью обеспечить духовными специалистами такую большую страну как Казахстан. Всего 17 лет, как открылся университет Нур-Мубарак. Государственные гранты начали выдаваться совсем недавно. Поэтому дефицит религиозных специалистов в первые 50 лет — природное явление. Говорят же «Елу жылда – ел жаңа». Я уверен, что еще через 15-20 лет эта проблема будет решена. Каждый ауыл, населенный пункт будет обеспечен специалистом.

– В отдаленных аулах и районах, в больших городах состоятельные люди строят мечети и передают их во благо населения. Скажите, как регулируется деятельность таких мечетей?

– Граждане, которые хотят построить мечеть, обращаются в ДУМК. Потом с разрешения и прямого контроля муфтията, по соглашению с местного управления строят мечети. После полного завершения строительства, передается в Духовное управление. Так как мечети не ведут индивидуальные лица. Есть специальный закон. Как только перейдет в нашу систему, мечеть начинает функционировать как все остальные мечети в стране. Почему люди стремятся построить мечеть? Со времен Пророка (да будет доволен им Аллах и да приветствует) это место, которое воспитывает людей, пропагандируется только добро, благо, нравственность. Вы и сами знаете, в мечети никогда не происходило чуждое человечеству дело. Мечеть — это дом Аллаха. Пророк (да будет доволен им Аллах и да приветствует) говорил «Кто построит мечеть, Аллах построит тому дом в Раю». Потом за каждый прочитанный намаз в этой мечети будет приписываться благо его строителю, даже если он ушел из жизни. Я думаю наши братья строят мечети из таких побуждений.

– Мы потомки народа, чьи традиции тесно переплетены с религией. В последнее время появилось религиозное сообщество, которое отрицает традиции. Как специалист, прошу вас показать границы между религией и традициями. Вообще, в священных книгах, есть ли какие-нибудь заключения по поводу традиции?

– Традиции — это обряды и обычаи, которые формировались на протяжении многих веков и превратились в исторические особенности, ценности народа. Традиции казахского народа во многом перекликаются с назиданиями ислама. Во многих обычаях мы видим признаки, назидания Ислама. Например, возьмем обряд обрезание. Сүндет — происходит от слова «сунна» Пророка (да будет доволен им Аллах и да приветствует). Обрезание мальчика — сунна Пророка (да будет доволен им Аллах и да приветствует). Мы объявляем о том, что он стал мужчиной и делаем той. Значит это традиция напрямую связанная с Исламом. Также есть обряд беташар. Многие придираются к этому обычаю. Я связываю эту традицию напрямую с шариатом. Как? Беташар делается, когда невестка приходит в дом. Казахи никогда просто так не впускали в дом невестку и отправляли на кухню. Ее впускали в дом специальными обрядами, торжественной церемонией, после поклона. А какая связь между этим и религией? В шариате разделение человечества на разные народы, племена объясняется как с целью знакомства. Когда люди знакомятся, между ними выстраиваются отношения. Общество, сплачивание, забота, любовь — все это начинается со знакомства. Во время беташара знакомят келін со всем родом, а весь родом представляют невестке с озвучиванием особенностей каждого из них. То есть беташар — исполнение цели шариата и  его торжественное воплощение. Это — первое. Во-вторых, Аллах говорит в Коране: «Спрашивай разрешение когда входишь в дом и воздавай приветствие». Бесцеремонно ворваться в дом не из исламского приличия. Во время беташара невестка делает всем поклон. Некоторые сводят на нет этот обычай, говоря «Нельзя поклоняться никому кроме Аллаха». Нельзя делать рукуг, сажду никому кроме Аллаха с намерением молиться. А во время поклона невестка наклоняется  с целью поздороваться, проявить уважение. Если бы было запрещено делать поклон кому-либо, Аллах не сказал бы джиннам и ангелам после создания Адам ата: «Я сотворил его своим могуществом. Теперь вы должны поклониться моему могуществу, сделайте почтение человеку, сделайте сажда». Это поклонение могуществу и величеству Аллаха, почтение человека. Ибилис, который не послушался, не признал человека был изгнан, лишен милости Аллаха. У нас есть традиция собирать жылу (собирать средства для оказания помощи). Пророк (да будет доволен им Аллах и да приветствует) занимался этим, когда кто-то из родственников, сахабы был трудном положении. Например, когда были потоплены села в Аягузском районе, мечети Алматинской области собирали жылу. На собранные средства жылу из городов Талдыкорган и Алматы некоторым семьям купили дом. Еще было оказано много помощи. Это все — наши традиции тесно переплетенные с шариатом. Наши традиции не противоречат религии, традиции, которые вносят свою лепту в формирование положительных сторон общества выделяют как правильные, а те, которые противоречат религиозному убеждению, вредны обществу неправильные. В Коране Аллах говорит Пророку (да будет доволен им Аллах и да приветствует): «Наставляй на традицию, на обычаи». А что такое обычай? Это положительные обстоятельства в обществе. Традиции нужно рассматривать сознательно. Если кто-то злословит по отношению к традиции, надо выяснить причину. Если не противоречит нашей религии, нашей вере, наоборот, нужно напоминать человеку о заблуждении. Вопрос традиции нужно рассматривать более шире и глубже.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: