Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Горячая линия

+77010222030

Кто «добил» ортодоксальный ислам и как это может отразиться на Казахстане – политолог

Алматы. 28 февраля. В последнее время в Саудовской Аравии происходит так называемая «тихая революция», проводится широкая антикоррупционная кампания, арестовываются члены королевской семьи, объявляются реформы, как в экономических, так и в социально-политических сферах, сообщает Caravan.

Но, пожалуй, самым важным для нас и всего мира в целом является то, что Саудовская Аравия отказывается от радикального вектора в общественной жизни. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман уже ввел указы о том, что женщины имеют право водить автомобили, посещать кино и театры, а также разводиться по собственному желанию. Для страны, в которой государственной идеологией является ваххабизм, это явление крайне необычное. И оно, конечно же, может повлиять на весь исламский мир в целом.

Не так давно казахстанский политолог Ислам КУРАЕВ, специализирующийся на вопросах Центральной Азии и Ближнего Востока, написал на своей странице в Facebook пост о «крахе ваххабитской идеологической системы».

В интервью корреспонденту медиа-портала Caravan.kz Ислам КУРАЕВ разъяснил процессы, происходящие ныне в исламском мире.

— В настоящее время в общественном сознании закрепилось мнение, что ваххабизм – это деструктивное течение. Насколько правильно такое мнение и почему так сложилось?

— Ваххабизм все же сложно назвать религиозным течением, это больше политико-идеологическая система, которая имеет под собой фундамент ортодоксального исламского вероучения. Однако это не говорит о том, что данная система является деструктивной. На мой взгляд, ваххабизм кажется чуждым только там, где исторически был распространен ханафитский мазхаб, который в свою очередь отразил сущность ментальности народа, что привело к определенному бытованию ислама в степи. Соответственно, кто правильней молится, сказать сложно, так как каждый приведет свои доводы и будет считать их истиной.

— Вы пишете, что «ваххабитская идеологическая система не смогла стать консолидирующей в исламском мире». Каким образом она могла стать консолидирующей и к чему это могло бы привести?

— По своей сути такая идеология не могла стать консолидирующей, так как шла пропаганда возвращения в средневековье, в так называемое мракобесие. Конечно, изначально такая идея среди населения приветствовалась, даже вспомните события в Сирии, когда террористов население встречало с распростертыми объятиями. Однако в последующем общество поняло, что это путь в никуда, следовательно, данный факт стал переломным. Добил крайне ортодоксальное общество наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман аль-Сауд, который начал «перестройку», а фетвы стали издаваться одна за другой, ученые мужи сразу нашли разрешения в исламской юриспруденции. Это был финиш!

— По каким причинам происходит «крах системы», о котором вы пишете? И как дальше будут развиваться события?

— Причина проста: идеология стала невостребованной в обществе, а насильственное распространение вызывает негатив. В целом ситуация, в которой оказался исламский мир, напоминает ХХ век, в котором произошел крах ряда идеологических платформ (фашизм, коммунизм, либерализм), так же сейчас в мусульманском обществе десятки течений начинают процесс консолидации. Однако мусульманская умма отходит только от консерватизма, но не ставит в противовес полную либерализацию.

— Можно ли сравнивать процесс либерализации с тем, что некогда происходило с католицизмом, когда довольно жесткая и консервативная религия под влиянием европейских ценностей становилась мягче и в конечном итоге стала регистрировать гей-браки?

— Процессы, безусловно, чем-то идентичны, однако эта идентичность заключается только в слове «реформы», все остальное совсем не похоже. В исламском обществе подобные проявления невозможны. Все, что есть сейчас, таким и останется, только поменяются подходы к решению проблем, и реформация будет направлена лишь на некоторые социальные вопросы.

— Как «крах ваххабитской идеологической системы» может отразиться на исламе в Казахстане?

— У нас этот вопрос сейчас стоит относительно остро, так как наблюдаются споры правительства и представителей ортодоксальных течений (не все являются ваххабитами). Однако все думали, что исламизация общества будет замедлена или прекращена после прикрытия внешнего спонсирования. Но, как показывает практика, радикально настроенных становится все больше, в этом есть и вина чиновников, которые порой необдуманными действиями провоцируют общественность.

Также есть второй момент, имеется вероятность того, что источник финансирования радикальных групп уже давно сформировался и находится в самой стране, что и создает дополнительные трудности. Вообще сама тема ислама в Казахстане очень сложная и имеет свои подводные камни, так как сейчас могут подписать под ваххабита любого ортодоксального ханафита, то есть нужны эксперты, которые бы вывели страну из так называемого «религиозного кризиса».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: