Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Достучаться до заблудших

Караганда. 30 мая. Всем кажется, что религиозный экстремист обязательно с длинной нечесаной бородой и в подвернутых брюках. Но практика показывает, что гладковыбритый человек в красивом дорогом костюме при галстуке тоже может носить в голове радикальные идеи. На очередном обучающем семинаре, посвященном борьбе с религиозным экстремизмом, лектор Аскар Сабдин уделил внимание методам выявления радикально настроенных граждан и их так называемому «излечению».

— Я являюсь автором методического пособия по адаптации, переубеждению и реабилитации приверженцев радикальной религиозной идеологии. Оно основано на моем опыте работы с более чем 500 террористами, которые отбывают наказание у нас в исправительных учреждениях, — говорит Аскар Калимжанович. — Есть и те, которые сидят пожизненно. Считаю, что даже с ними работать необходимо, поскольку этих людей можно считать больными. Если их не лечить, то они даже в условиях учреждения могут распространять этот «вирус». Я — теолог и работаю над тем, чтобы заменить радикальные убеждения на толерантные, нефанатичные. Если говорить об эффективности метода, то это где-то 20%. Трудотерапия, психология и даже психиатрия, что тоже не исключается, — это область деятельности других специалистов. В сумме все перечисленные методы дают значительное количество переубежденных экстремистов.

Аскар Сабдин является директором Центра прикладных исследований «Мысль» в Алматы, а также членом антитеррористической комиссии Актюбинской области. Проходил обучение в медресе «Урмания» города Стамбула. Получил степень магистра исламоведения в университете «Нур Мубарак». Работал преподавателем исламских дисциплин в Московской соборной мечети, в Московском исламском колледже, религиозной общине «Каусар» Юго-Восточного округа города Москвы.  Он является автором книг и брошюр, инициатором ряда социальных проектов, направленных на деятельность религиозных общин, участник-спикер в 20 международных конференциях по вопросам религии и терроризма.

В семинарах Аскара Сабдина в нашей области приняли участие имамы, теологи, религиоведы, представители отделов внутренней политики акиматов области, а также департаментов КНБ и УИС. Также теолог проводил в регионе индивидуальную адресную работу.

— Религиозная идеология используется как камуфляж для оправдания терактов и насилия, — считает лектор. — По сути, проблема деструктивных течений — это чума ХХІ века. В другие эпохи было очень много примеров религиозного экстремизма касательно других религий, однако сейчас на первый план выступают террористы-экстремисты, использующие радикальные идеи исламского толка. Это проблема еще долго будет острой в мире, в том числе и в Казахстане. Я встречал много людей у нас в стране, которые симпатизируют идеям экстремистов. Посетив ваши мечети, я вижу, что они есть и здесь, в Караганде.

Религиоведы сформулировали 50 признаков, по которым человека можно заподозрить в принадлежности к радикальным течениям. По словам Аскара Сабдина, если выявлено 10 из этих 50, то человек с большой вероятностью является носителем радикальной идеологии. На семинаре было рассмотрено пять основных признаков.

Первое, на что стоит обратить внимание, — это отношение человека к правовой системе. Он никогда не признает государственных законов и даже международное право. Лектор привел пример, когда население Саудовской Аравии объявило джихад собственному королю за то, что тот подписал договоры с Великобританией.

— Очень странной выглядит защита салафизма со стороны его последователей в нашем информационном поле через ссылки на конституционные положения о свободе вероисповедания, — говорил Аскар Сабдин в одном из своих интервью. — Дело в том, что в салафизме сама Конституция, законы, выборы, демократия и так далее объявляются вероотступничеством (иртидад), ширком (многобожием) и лицемерием (нифак).

Второй важный признак радикализации — отношение человека к обычаям и традициям, которые доминируют в обществе. Известный ученый-исламовед, проводивший исследования в полевых условиях Таджикистана и Афганистана, Оливье Руа называл экстремистов людьми, оторванными от корней.

Еще одним важным критерием в определении радикальности считается наличие у религиозного человека политических установок. Радикалы политизируют джихад, понятие халифата, свое отношение к официальному духовенству, которое является еще одним признаком.

По словам Аскара Сабдина, в Казахстане даже имелись случаи избиения имамов представителями радикальной идеологии. Наличие криминальных элементов в джамгатах деструктивного толка тоже имеет место. Они оправдывали рэкет, грабежи, торговлю наркотиками и даже организацию казино необходимостью взимания религиозного налога с неверующих.

По мнению ведущего семинара, важно в вопросах переубеждения граждан, имеющих столь мощные деструктивные установки, не создавать когнитивного диссонанса. Под мощным потоком критики сознание начинает защищаться еще сильнее. Ярким примером отстраненности являются прихожане мечетей, которые используют наушники во время намаза, не желая слушать имама. Достучаться до каждого заблудшего — задача всех участников работы по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом.

Источник: Индустриальная Караганда

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: